загрузка...
A+ A A-

Анализ стихотворения Тютчева "Silentium!"

Стихотворение написано Тютчевым в Мюнхене в 1830 году. Тютчев женат, у него уже есть маленький ребенок. В 30ые годы Тютчев пишет большую часть своих самых известных стихотворений, а после публикации 16 стихотворений становится относительно известным. В это время в Европе царят хаос и страх, связанные с революцией во Франции. Это эпоха потрясений и громких лозунгов.

    Стихотворение „Silentium!“ - одно из самых известных, если не самое известное стихотворение Федора Тютчева. „Silentium“ в переводе с латинского означает „молчание“. Уже из названия понятно, что тема одиночества человека преобладает в стихотворении. Возможно, эта тема выбрана в качестве основной в знак протеста против революций и волнений в Европе. Но само стихотворение совершенно не о том.

    Каждая из трех строф может восприниматься как отдельная часть, несущая свою определенную смысловую нагрузку. Но эти части объединены концовкой „и молчи“. Этим „молчанием“ автор одновременно разделяет строфы и ставит точку в конце каждого смыслового отрывка и всего стихотворения.

    Первая строфа представляет собой энергичный „старт“. В ней много утверждения и даже императива: „Молчи, скрывайся и таи“. Важно, что в первой строке нет никакого политического смысла (а вот жил бы Тютчев на век позже, мы могли бы уверенно сказать обратное). Далее мы видим рождение и смерть мысли: „Встают и заходят оне“. Мысль погибает, если она не высказана, не понята, отвергнута. Но при этом, она не исчезает полностью, она появляется заново, может в несколько ином виде. Закольцованность в образе появляющихся и исчезающих звезд. При условии, что мысль еще не вылетела наружу, ЛГ может совершенствовать ее внутри себя: „Любуйся ими - и молчи“.
    Тема молчания присутствует везде, безмолвие от начала до конца. Тут же присутствует и тема хаоса, отражающаяся в ночном свете звезд. Ночь - хаос, звезды же как части вселенной - космос, всеобъемлющая гармония.

    Во второй строфе ЛГ уже не утверждает так яро свою позицию, но размышляет и тем самым аргументирует ее при помощи вопросов, на которые изначально не сможет дать ответы. Главная проблема, встающая перед ЛГ и человеком в общем: „Как сердцу высказать себя?“. Но потом возникает сомнение, поймет ли твой собеседник твою мысль. Ведь внутренний мир человека значительно богаче его внешнего проявления. Насколько точно высказывание, лишь отражающее мысль? Ведь если второй участник диалога, случайный или неслуйчайный слушатель не поймет всей тонкости мысли, он не поймет ее правильно. Отсюда „Мысль изреченная есть ложь“. Акцент делается на слове „изреченная“, потому что пока мысль „взрывает ключи“ внутри человека, она истинна и энергична. Тема взрыва, всплеска, волнения - отражение как жизни самого Тютчева, который жил страстями, так и ситуации в мире. Единственное спасение - молчание.

    Третья строфа - некий итог, который подводит умудренный опытом и жизнью ЛГ. В отличие от первой строфы он не „повелевает“, а дает наставление в более мягкой форме, будто юному слушателю (при этом самому Тютчеву 27 лет). Но и на вторую строфу третья не похожа, т.к. она утверждает, а не спрашивает.
    Мы знаем, что Тютчев был верующим и человеком, который скорее „верил в веру“. Но эта вера означает отказ от всего, что может быть подчинено самому себе. Тут же ЛГ заявляет, что человек самодостаточен и, если можно так сказать, автономен: „Лишь жить в себе самом умей“. Это вполне можно отнести к эгоцентризму, но Федор Иванович в своей лирике неоднократно показал, что он против всего, что связано с эго. В следующей строчке опять сталкиваются хаос и космос, которые вместе образовывают человека: „Есть целый мир в душе твоей/Таинственно-волшебных дум“. Дума сама по себе не идеальна с точки зрения точности и логичности, иначе она не была бы „волшебной“. Но так же действуют и внешний мир, мысли других, действия и обстоятельства, тем самым видоизменяя оригинальную идею ЛГ: „Их оглушит наружный шум,/Дневные разгонят лучи“. И опять, нас предупреждают и наводят на мысль, что „наружное“ молчание и лишь внутреннее высказывание сохранят первоначальный замысел и посыл.

загрузка...

Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти «куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг».Образ Аси очень поэтичен. Некрасов после прочтения «Аси» написал Тургеневу: «…она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте». «Ася» могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончена для Аси печально. Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Тургенев показывает, как з
В цикле социально-бытовых, нравоучительных басен главнейшими являются Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное зерно», «Свинья под Дубом», «Голик», «Волк и Журавль», «Лжец» и др. В «Мартышке и Очках», «Свинье под Дубом» осмеиваются невежество, глупость и высоко ставятся ум, здравый смысл, ясное понимание жизни. Отвлеченную книжную ученость, пустое теоретизирование Крылов осуждает в басне «Огородник и Философ». Порицая общечеловеческий порок - ложь, Крылов придал своему Лжецу черты социальные. Его Лжец - дворянин, князь, чернящий свою страну. «Вот там-то», за границей, все прекрасно, и огурец там
Повесть И.С. Тургенева «Ася» - повесть о несостоявшейся любви. Ее героиня, молодая девушка Ася – натура естественная, искренняя, страстная. Условия рождения – отец-дворянин и мать-служанка – поставили девушку в непростые условия. Она всегда чувствовала свое «особое» положение. Поэтому, может быть, в ней выработался сильный и очень независимый характер: «Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой...».     Кроме этих качеств, героиня отличалась большой эмоциональностью, порывистостью, артистизмом и тонкос
  Минуло багато десятиліть, відтоді як писав свої новели Василь Семе­нович Стефаник. Уже й часи ніби інші, і життя інше, але його твори досі хвилюють читача. Та що там хвилюють! Кожна новела проймає голову пекучою, як вогонь, думкою, і нема жодної такої, яка б не краяла серце. Примарами минулого встають герої Стефаника, але ніколи не стане ми­нулим те, що захоплює в новелах,— прониклива щирість, людяність кож­ного твору. Новела «Сини» розповідає про старого Максима, що залишився на старості літ сам. Не тому, що покинули його рідні,— доля забрала. Спо­стерігаючи за тим, як працює Максим, бага
В заметках к первому тому “Мертвых душ” Гоголь писал: “Идея города. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени... Весь город со всем вихрем сплетен — преобразование бездеятельности жизни всего человечества в массе”. Так характеризует писатель губернский город NN и его жителей. Нужно сказать, что губернское общество гоголевской поэмы, равно как и фамусовское в пьесе Грибоедова “Горе от ума”, можно условно разделить на мужское и женское. Главными же представителями мужского общества являются губернские чиновники. Несомненно, тема ч
Сейчас смотрят:{module Тютчев:}