загрузка...
A+ A A-

Модель мира дома и человека в повести Распутина «Пожар»

Валентин Григорьевич Распутин - писатель-«деревенщик», последовательно и страстно выступающий за сохранение духовности, традиций народа и культуры. В «Прощании с Матерой» и особенно в повести «Пожар» остро ставится вопрос об отношении людей к своей земле. «Кто мы,- спрашивает себя и нас писатель,- временщики, не помнящие родства, или люди, способные оставить потомкам плоды своего труда». Сюжет повести «Пожар» прост. Горят орсовские склады, а прибежавшие на пожар не гасят огонь, а растаскивают еще не сгоревшее, зная, что все спишется на огонь. Всей логикой повествования писатель подводит к мысли, что не склады в общем-то горят, а людские души, а те даже не замечают - пользуются случаем, чтобы ухватить, урвать побольше.

Происходящее мы видим глазами местного жителя, старожила Ивана Петровича. Хороший работник и рачительный хозяин, он никак не может понять, почему пришлые люди так небрежно относятся к своему делу, к земле, на которой живут и работают. Если рубят лес, то так, чтобы после них уже ничего и никогда не выросло, если строят, то так, что неприятно смотреть, а не то чтобы жить. «Теперь, пожалуй, не доискаться, как и с чего произошло раздольное житье-бытье… Нет, не сразу, как переехали, пошло боковым ходом. Конечно, новая работа сказалась: валить лес, только валить и валить… Потом все перемешалось… принялись селиться люди легкие, не обзаводящиеся ни хозяйством, ни даже огородишком, знающие одну дорогу - в магазин, и чтоб поесть, и чтоб время от работы до работы скоротать. Сначала от работы до работы, а потом и работу прихватывая…» Не принимает современные беспорядки Иван Петрович, переживает душой за неустроенность жизни, а когда узнает статистические данные, что от пьянства и нерадивости погибло столько же, сколько вернулось с последней войны, приходит в ужас.

Само название повести символично. Пожар - это не только стихийное бедствие. Это и “пожар” в душах людей. Пламя выхватывает из тьмы не только мародерство, убийство, которое произошло в эту ночь, но и прошлое, сегодняшнее поселка Сосновка. Люди перестали быть хозяевами своей земли, своего селения. Не заботились об его благоустройстве.

Раньше человека оценивали по его душевным жестам, по способности или неспособности чувствовать чужое страдание. А сейчас уже тот хороший человек, кто не делает зла, кто без спроса ни во что не вмешивается. В результате мерилом хорошего человека стало “удобное положение между добром и злом, постоянная и уравновешенная температура души”. Люди раньше выдерживали испытания стихийными бедствиями, войной, голодом, потому что были все вместе. А сейчас испытание сытостью, разобщенностью оказалось еще труднее.

Мысли об этом не дают Ивану Петровичу покоя. Выход из тупика видим в рассуждениях героя о четырех “подпорках жизни”: в чувстве дома с семьей; в чувстве солидарности с людьми, “с кем правишь праздники и будни”; в чувстве работы, с которой дается ощущение единства с людьми; в чувстве отечества, земли, на которой стоит твои дом, - если все это есть, человек счастлив и “весь превращается в ответ на чей-то зов, душа его выстраивается и начинает вольно звучать”.

Писатель с горечью рассказывает историю лесничего Андрея Солодова, воевавшего с леспромхозом из-за нарушений при пилке леса. Зимой пилили, снег не расчищая, и пни оставались чуть ли не в пояс. Когда же лесник выступил в защиту леса и оштрафовал леспромхоз, то ему сожгли баню, украли и убили лошадь… Да и самому Ивану Петровичу грозили, когда на собрании выступал и возмущался всеми беспорядками, а ведь «говорил то, что знали все и что постепенно становилось обычаем,- и как без нужды и жалости рвут технику в лесу или гоняют ее по пьяному и трезвому делу за десятки километров по собственной надобности, и как средь бела дня тащат с лесопилки, и как по дороге в леспромхоз таинственно исчезают указанные в накладных товары, а вместо них сразу появляются деньги…» И много еще перечислял безобразий честный и совестливый человек, ужасаясь тем изменениям, которые происходят в душах людей. Этот процесс уже необратим. Поворота к духовности уже не будет. Архаровцами зовет он тех, кто не задумываясь губит окружающую природу, а значит, и свою душу.

Понимает Иван Петрович, что в одиночку выступать бессмысленно и опасно, но время от времени не выдерживает, душа не приемлет такую жизнь, а изменить один ничего не может. Герой приходит к выводу, что одно дело - «беспорядок вокруг, и совсем другое - беспорядок внутри тебя». С ужасом понимает Иван Петрович, что переродились в нелюдей многие, что этот процесс остановить сложно. Страшно становится ему от всего осознанного и понятого. Сосед Афанасий говорит простые, но мудрые слова: «Жить будем… Тяжелое это дело, Иван Петрович,- жить на свете, а все равно… все равно надо жить». Верой в торжество разума звучат эти слова, вложенные автором в уста простого деревенского жителя. И писатель, а вслед за ним и мы начинаем верить, что наступит время, когда поймут люди, как надо жить, потушат пожар, сжигающий их души.


Как только молодой человек — герой романа «Преступление и наказание» — предстает перед читателями, автор, не успев назвать нам его имени, спешит сообщить о некой мечте, которой одержим герой. Более того, Родион Раскольников все настойчивее ощущает, что от мечты давно пора переходить к делу. Это таинственное «дело» оказывается убийством.Теория Раскольникова (по которой, кстати, и разгадал его Порфирий Петрович при отсутствии всяких улик) заключается в идее существования «особых» людей. По мнению Раскольникова все люди делятся на низших, то есть на «материал, служащий единственно для зарождения
Во все времена человек стремился к познанию своего «я», цели и смысла жизни. Вечные проблемы человеческого бытия пытались разрешить Пушкин и Гоголь, Толстой и Достоевский. М. Горький не стал исключением, но у него сложилось свое понимание человека и его жизненного предназначения, отличающееся от философских концепций его предшественников. В этом отношении показательна его пьеса «На дне», написанная в 1902 году. В пьесе «На дне» Горький изобразил жизнь босяков, мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знал
В трагедии У. Шекспира «Гамлет» очень мало женских образов, что обусловлено самим сюжетом — сын должен отомстить убийце своего отца, родному дяде. Тем не менее образы Гертруды, королевы Датской, и Офелии, дочери королевского советника Полония, играют в трагедии весьма значимую роль. В этих двух образах не просто нашли воплощение многие типичные для женского характера черты — как достойные, так и не очень. В процессе общения с этими женщинами глубже раскрываются характеры Гамлета и его врага, короля Клавдия, а также отчасти и характеры покойного отца Гамлета и Полония, который ради королевской
-Привет-Привет-Как ты провел время летом?-Я ездил с родителями в горы. А ты?-Ну и что ты увидел там интересного? А я ездил с родителями на море.-Там было очень красиво: много снега, метель и т.д. А ты что увидел интересного на море?-На море было очень хорошо. Я увидел дельфинов и касаток. Они были очень красивые и большие.-Мы оба с тобой хорошо провели время летом.-Это точно. Ну пока!-ПОКА!!!!{loadposition textmod} Похожие сочинения:{module Про друга:}
Недавно на уроке мировой литературы мы прочитали замечательное произведение Льюиса Кэрролла “Алиса в стране Чудес”. В нем рассказывается о приключениях девочки в сказочной стране. Алиса была очень любознательной. Любила узнавать что-то новое. Поэтому странный кролик заинтересовал девочку. Она была умной, вежливой и учтивой. Иногда ей становилось очень скучно. Тогда девочка бралась за новое дело. Особенно меня восхищает то, что она была жизнерадостной, не теряла веры в свои силы. Удивлению ее не было предела, ведь вокруг происходило столько непонятных вещей. Алиса была чрезвычайно общительной.
Сейчас смотрят:{module Распутин:}