загрузка...
A+ A A-

Апокалипсис, сотворенный людьми: (по романам «Прощание с Матерой» и «Пожар»)

«Четыре подпорки у человека в. жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом», И вот одну из этих подпорок человек, выбивает из-под себя, сам» обрекая на гибель родовую землю... Взаимоисключающие стихии (огонь в «Пожаре» и вода в «Прощании с Матерой») объединяются, чтобы уничтожить главное для человека — его связь с родной землей. В. текстах Распутина наиболее частый эпитет,- сопутствующий слову «земля» — родная, т. е. та, где «каждый камень еще до твоего рождения предчувствовал и ждал тебя, и тут каждая травка тоновой весне несет тебе что-то в остережение или поддержку от былых, времен и во всем за тобой тихий родовой догляд».

Значит, смерти предается не только земля, а гораздо большее — родовая память, прошлое, история» Хозяин Матеры видел «дым на кладбище, тот самый, который старухи не дали добыть… Но он видел и дальше…» Видел дым, который, через несколько лет поднимется над Сосновкой, видел «огонь», съедающий сердце Ивана Петровича. Горит кладбище в «Прощании», а в «Пожаре» архаровцы, «идучи с работы, по дороге сворачивают на кладбище оправляться». Разрушение и осквернение захоронений всегда считалось грехом, святотатством.

Кладбище как отхожее место! Ниже пасть некуда. И понятным читателю становится странное, как кажется Андрею, желание Дарьи перенести родные могилки к новому месту жительства. Чувствует она ответственность перед предшествующими поколениями за то несчастье, которое обрушилось на Матеру. В сердцах выговаривая Катерине, Дарья пророчит, как самое страшное, участь, уготованную ей Петрухой, первым спалившим свою родную дедовскую избу: «Он живую избу спалил, он и тебя живьем в землю зароет. Не в землю, — с досадой спохватилась она, — в воду, он тебя в воду, чтоб не хоронить…»

Ивану Петровичу («Пожар») не дает покоя мысль о том страшном водоразделе, который за последние годы прошел по душам людей: «Что такое теперь хороший человек или плохой человек? А ничего. Устаревшие слова, оставшиеся в языке как воспоминание о дедовских временах, когда с простотой и наивностью человека оценивали по его душевным жестам, по способности или неспособности чувствовать, как свое собственное, чужое страдание».

Один из главных пороков нашего мира — смешение вековечных понятий добра и зла, совестливости и бессовестности. Пепел Матеры и Егоровки не дает спокойно жить Павлу («Прощание») и Ивану Петровичу («Пожар»). Иван Петрович «расставался с Егоровкой тяжело, как всякий человек, имеющий память и сердце, и в то же время с тайным удовлетворением, что не он решал, а за него решилось».

«Не он решил, а за него решилось». Не эти ли слова можно использовать в качестве эпиграфа к описанию позиции многих виновников Чернобыльской трагедии? Не эти ли слова как нельзя более точно соотносятся с позицией большинства творческой интеллигенции в период разработки печальной памяти «проекта века» — поворота сибирских рек?

Душа — вот то, что делает человека человеком. Но разрушая кладбища, сжигая поселки невозможно сохранить душу. Распутин находит слова, которые определяют состояние человека без души: «нелюдями» называют таких Дарья («Прощание»), Богодул их называет «чертями», «нехристями». И других слов они не заслужили. Чтобы сохранить в себе человека, нельзя позволять себе нечеловеческих поступков. Об этом и романы В. Распутина.


Церковь Покрова на Нерли — удивительное здание, дошедшее до нас из глубины веков, вели­чайший памятник мировой архитектуры. Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. Церковь Покрова расположена на берегу ре­ки Нерль, неподалеку от Боголюбова, в очень жи­вописном месте. С одной стороны — величествен­ная река, с другой — красивейшее озеро. Церковь расположена как бы на возвышении, кажется, что золотой купол устремляется в облака. Здание укра­шено резьбой. Храм с полным правом можно на­звать жемчужиной мирового зодчества. История этой церкви очень интересна, насчитывает много веков
И. С. ТургеневДневник лишнего человекаМысль начать дневник пришла Челкатурину 20 марта. Доктор признался наконец, что жить его пациенту недели две. Скоро вскроются реки. Вместе с последним снегом унесут они и его жизнь.Кому поведать в последний час свои невеселые мысли? Рядом только старая и недалекая Терентьевна. Надо рассказать хотя бы себе собственную жизнь, попытаться понять, зачем прожиты тридцать лет.Родители Челкатурина были довольно богатые помещики. Но отец, страстный игрок, быстро спустил все, и у них осталась только деревенька Овечьи Воды, где теперь в жалком домишке умирал от чахот
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» ставит перед читателем множество проблем: взаимоотношение отцов и детей, противоречивость взглядов людей разных поколений и многие другие. Но прочитав и осмыслив роман, можно прийти к вопросу: а нужны ли такие люди, как Базаров, России? И на вопрос этот ответить очень сложно.      Я полагаю, что на этот вопрос нельзя ответить однозначно: да или нет. Мы видим, что Базаров достаточно образованный человек. Он знает основы химии, биологии, агрономии, всерьёз увлекается изучением медицины. Он действительно хочет стать образованным, умным человеком. Евгений разночин
Тот факт, что и в творчестве А. П. Чехова, и в творчестве А. И. Куприна есть рассказ под одним и тем же названием, наводит нас на мысль о перспективности их сравнительного анализа. Мы сможем лучше понять особенности творчества обоих писателей, наблюдая различия в рассмотрении близкой темы, характеров персонажей и их бытования.     Рассказ “Тапер” Чехова был впервые напечатан в журнале “Будильник” (1885, № 45). Без изменения “Тапер” вошел в сборник “Первые рассказы” (Спб., 1886), но в Собрание сочинений Чехов его не включил.     Главный герой рассказа — спивающийся тапер, бывший студент консерв
Д. И. ФонвизинБригадирДействующие лица Бригадир;Иванушка, сын его;Бригадирша;Советник;Советница, жена его;Софья, дочь советничья;Добролюбов, любовник Софьи;Слуга советничий.Действие происходит в деревне советника, к которому, проезжая из Петербурга домой, заехал бригадир с женой и сыном.Действие первоеПоместье советника. Комната, убранная по-деревенски. Бригадир, в сюртуке, ходит и курит табак. Сын его, в дезабилье, жеманясь, пьёт чай. Советник, в казакине, смотрит в календарь. Подле чайного столика сидит советница в дезабилье и, жеманясь, чай разливает. Бригадирша сидит одаль и вяжет чулок.
Сейчас смотрят:{module Распутин:}