загрузка...
A+ A A-

"Путешествие из Петербурга в Москву" Школьное сочинение

Александр Николаевич Радищев — первый русский революционер из дворян, писатель, провозгласивший в своей книге "Путешествие из Петербурга в Москву" необходимость революции в 'России против монархии и крепостного права. Картины крепостной неволи и самодержавной деспотии написаны в ней пером страстного патриота, защитника родного народа.

В мае 1790 года на прилавке одного из книжных магазинов столицы появилось произведение А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". Работа печаталась без указания автора, в ней с неслыханной для того времени смелостью и прямотой "безымянный путешественник" наносил сокрушительные удары по всем устоям тогдашней императорской России: крепостному праву, господствующей православной церкви, царской власти.

Познакомившись с книгой, напуганная Екатерина II говорила о Радищеве (имя автора вскоре было установлено), что "это бунтовщик похуже Пугачева".

Александр Николаевич Радищев в то время стоял на высоте наиболее передовых идей своего времени, он был хорошо знаком с трудами великих деятелей французской просветительской философии, но книга "Путешествие из Петербурга в Москву", написанная на русской исторической почве, была кровно связана с русской действительностью последней трети XVIII века. В своей внутренней политике Екатерина II отстаивала прежде всего интересы дворянства, затем купечества. Имея в виду "Манифест о вольности дворянства", Радищев писал в "Путешествии из Петербурга в Москву", что "крестьянин в законе мертв". Действительно, подобными указами правительства крестьянин отдался в полное распоряжение помещика, порабощение крестьян становилось все более бесчеловечным. Не существовало никакого закона, определяющего размеры крестьянских повинностей — барщины и оброка. Именно об этом и говорит Радищев в главе "Любани". Встречаясь с крестьянином, путешественник удивлен, что тот работает в воскресенье:

"— Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?

— Нет, барин, я прямым крестом крещусь,— сказал он...— в неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину...

— Как же ты успеваешь доставать хлеба, коли только праздник имеешь свободным?

— Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет".

После этого разговора путешественник грозно предупреждает крепостников:

"— Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение".

Постепенно автор переходит к рассуждениям о себе и своем слуге Петрушке. Разве не так же несчастен его крепостной, кто дал власть одним людям над другими? "Закон!" Слезы гнева и стыда текут по лицу путешественника. Он серьезно задумался о несправедливости окружающего мира и ужаснулся пропасти, которая разверзлась между ним и крестьянами. Это в силах понять только совестливый человек, именно таким и предстает перед читателями автор-рассказчик. "Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала". А сам он очень за многое осуждает не только свой класс, но и себя. Радищев "взирает" на действительность взволнованным взором патриота, пламенного гражданина, страстно желающего счастья своей стране.

С каждой новой главой "Путешествия из Петербурга в Москву" перед его читателями развертываются разнообразные, но одинаково типичные картины безобразий, неправд и произвола, безнаказанно свершающихся в самодержавно-крепостнической стране. Обыденно и спокойно творятся вопиющие несправедливости; государственная служба является неприкрытым орудием классового угнетения. Подрядчики хищничают, вельможи грубо и цинично попирают закон, крепостники-Помещики грабят и мучают своих крестьян. Безбрежное морестраданий закрепощенного крестьянства разлито почти по всем страницам радищевской книги.

В "Путешествии из Петербурга в Москву" "благополучных деревень" не существует. Время от времени на страницах мелькают положительные образы "добрых дворян". Однако их личные качества не способны изменить существующего положения вещей.

Тема восстания народа, порабощенного крестьянства против "алчных зверей, пиявиц ненасытных" и "злодея злодеев всех лютейшего" — царя проходит через все произведение. Радищев оправдывает выступления крепостных против помещиков, более того, он призывает их к решительной борьбе с крепостничеством и самодержавием.

Несмотря на то, что произведение напечатано около двухсот лет назад, многие обвинения Радищева актуальны и в наше время. "И мы страну опустошения назовем блаженною... где сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза укрова?" Не про нас ли?!

загрузка...

Россия, судьба её народа всегда волновали И.С.Тургенева. Отношение к родине было главным мерилом нравственной ценности человека в произведениях писателя – патриота. Даже несбывшиеся мечты, несовершенные планы героев были важны, если в них отражались благородные гражданские помыслы. Герои романов И.С.Тургенева – русские люди 40 – 60 – 70 – х годов. Главные моменты их жизни совпадают с коренными поворотами в истории России.     Россия Тургенева – это и деревня, и постоялый двор, и барская усадьба, и лес, и степь, и уездный город, и отзвуки столичной жизни.     Много думает Тургенев о взаимоотнош
Каждый человек время от времени совершает поездки в дальние страны и города. Это может быть как туристический вояж или отдых на всемирно известном курорте, так и деловая поездка за рубеж. Но в любом случае, Вам понадобится подробная информация о отелях того города или курорта, где Вы планируете остановиться. Ведь от правильного выбора отеля во многом зависит качество Вашего отдыха Зимой 1890 года в семье известного московского художника, Леонида Осиповича Пастернак, родился мальчик, которого окрестили Борисом. С детства Бориса Леонидовича Пастернака окружала творческая атмосфера, так как часты
Отношение к любви, способность любить в русской литературе XIX века стали своего рода мерилом человеческой ценности героев, их исчерпывающей характеристикой. Проходя через испытание любовью, личность проявляет свои сильные и слабые стороны, закаляется и побеждает в обстоятельствах окружающей жизни, утверждая высокие жизненные ценности, или терпит поражение, не сумев реализовать свои положительные качества, не открыв в себе животворных источников. Такой всесторонней проверке в романе А.И. Гончарова подвергаются все главные персонажи: Илья Ильич Обломов, Андрей Штольц, Ольга Ильинская и даже Ага
Андрей Платонович Платонов — один из своеобразнейших и загадочных писателей XX века. Его произведения трудны для восприятия неподготовленного читателя. Они не легкое чтиво. Для понимания произведений Платонова нужно вдумчивое, медленное чтение, требующее постоянной работы мыслей. Но если вы вчитаетесь, поймете замысел автора, то на всю жизнь сохраните уважение и привязанность к автору и его произведениям.     Главным в раскрытии замысла художника является язык. Его эпитеты раскрывают неожиданную сторону предмета, события или чувства, передавая прежде всего авторское восприятие, которое и нас д
Стихи о «Прекрасной Даме» являются первым шагом Александра Александровича Блока в его многолетнем творческом пути от романтического символизма к критическому реализму. Это первое и самое гениальное, на мой взгляд, его достижение. Удивительно красиво, тепло и нежно написаны эти произведения... Стихи о «Прекрасной Даме» были написаны в конце 19 века и начале 20 века, сложное, смутное время; время переоценки ценностей, пересмотра жизненных принципов; время репрессий и революций, протеста, унижений и игнорирования человека, как личности. Страдали все от крестьянина до дворянина. Таким образом, лю
Сейчас смотрят:{module Радищев:}