загрузка...
A+ A A-

Творческие особенности сентиментализма в лирике Карамзина

«Меланхолия. (Подражание Делилю)» (1800) -стало программным для сентименталистов. В нем описывается то состояние души, в котором человек может найти прибежище от бед и волнений, вызываемых противоречиями окружающей жизни. Это - меланхолия, особое душевное состояние, промежуточное между горем и радостью:

* О Меланхолия! нежнейший перелив
* От скорби и тоски к утехам наслажденья!
* Веселья нет еще, и нет уже мученья;
* Отчаянье прошло…
* Но слезы осушив,
* Ты радостно на свет взглянуть еще не смеешь
* И матери своей,
* Печали, вид имеешь .

В этом состоянии человеку приятно уединение, сумерки, осень. Меланхолия - это «страсть нежных, кротких душ, судьбою угнетенных», помогающая отвлечься от тревожных социальных вопросов. В послании «К Эмилии» (1802) Карамзин развивает излюбленный мотив поэзии сентименталистов: счастье не в богатстве или знатности а в семейных радостях и довольстве малым. В философско-политической оде «К Добродетели» (1802) он еще раз формулирует основной догмат сентиментализма:

* В оковах раб, в венце владетель
* Равно здесь счастливы тобой,
* - обращается поэт к Добродетели.

Счастье человека зависит не от его общественного положения, а от его морального состояния. В духе своего «Послания к Дмитриеву» (1794) Карамзин пытается в личной добродетели найти спасение от общественного зла. Но жизнь заставляла поэта-сентименталиста покидать свое уединение и вторгаться поэтическим словом в политику. В 1801 г. отдельными брошюрами вышли две оды Карамзина: на восшествие на престол и на коронацию Александра I. Создатель и пропагандист интимной лирики выступает здесь политическим поэтом, излагающим свою программу и, подобно поэтам классицизма, поучающим царя. Обе оды полны точно сформулированных общественно-политических лозунгов, выражающих взгляды Карамзина. Указывая на крушение павловского деспотизма, Карамзин осуждает тиранию. Клио, муза истории, которая вершит полезный «народам» суд над прошлым, изрекает:

* Тиранам страшен свиток мой,
* Монархам добрым он любезен.
* («На торжественное коронование…»)

Проблема справедливого политического строя сводится к появлению на престоле мудрого и гуманного монарха. Задача такого правителя - дать народу «премудрые уставы», «согласить» и «изъяснить» законы. Это условие свободы. Карамзин - за свободу, но «мудрую», не имеющую ничего общего с «необузданностью». По-своему интерпретируя идею свободы, Карамзин не приемлет и другого лозунга буржуазно-демократической революции: равенство для него - «одна мечта».


А. Н. Толстой Хождение по мукам Книга первая. Сёстры Начало 1914 г. Петербург, «замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго — предсмертного гимна <…> жил словно в ожидании рокового и страшного дня». Молодая чистая девушка Дарья Дмитриевна Булавина приезжает в Петербург на юридические курсы из Самары и останавливается у старшей сестры Екатерины Дмитриевны, которая замужем за известным адвокатом Николаем Ивановичем Смоковниковым. Дома у Смоковниковых — салон, его посещают разные прогрессивные л
Я прочитал книжку «Белый Пудель». Главные герои - Сережа с дедушкой Мартыном Ладышкином и их любимой собакой Арто. Серёжа- юноша двенадцати лет, среднего роста, гибкого телосложения. Одет в старое трико. Артисты ходили по деревням и давали представления, тем самым зарабатывали на жизнь. Серёжа был смелым, храбрым, любознательным, трудолюбивым, отважным. У Серёжи была собака Арто, которую он любил. Когда украли собаку, Серёжа кинулся её искать. Мартын Лодыжкин, дедушка Серёжи, всё понимал и не хотел идти искать собаку, поскольку у него не было паспорта, и связываться с полицией было невыгодно.
«Собачье сердце» — сатирическая повесть, в которой Булгаков рассуждает о путях развития современной ему России. В соответствии с общественной ситуацией 20-х годов XX века в произведении действуют представители интеллигенции (профессор Преображенский, доктор Борменталь), советские чиновники-функционеры (Швондер и его «соратники» по домкому) и люмпен-пролетарии (Шариков и его генетический предок Клим Чугункин). Основная идейная борьба в повести идёт между этими героями, а в реальной жизни, по мнению автора, — между этими противостоящими друг другу общественными силами. Сатирический пафос произв
Осенью 1835 г. Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», сюжет которых, как и сюжет «Ревизора», был ему подсказан Пушкиным. «Мне хочется в этом романе показать, хотя с одного боку всю Русь», – пишет он Пушкину. Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других» Объясняя выбор героя, автор говорит: «Потому что пора, наконец, дать отдых бедному добродетельному человеку, потому что праздно вращается на устах слово “добродетельный человек”; потому что обратили в лоша
Мне очень нравится комната моего това­рища. Вот как я разглядел её и полюбил.Однажды нам задали прочитать книгу Гайдара. У меня этой книги не было. Пришёл я к другу грустный. А он говорит: «Гайдар у меня есть». Через две минуты Миша нашёл книгу и дал мне её. Я очень обрадовался. Сел в кресло и начал читать. Когда я закрыл по­следнюю страницу, Миши в комнате не было. Я осмотрелся. Вокруг просторно. В комнате никаких лишних вещей, только самое необхо­димое: стол, диван, шкаф, стул. Но зато как в комнате много книг! Они стоят и в книж­ном шкафу, и на полке. Тут и Дюма, и Жюль Верн, и Марк Твен! В
Сейчас смотрят:{module Карамзин:}