загрузка...
A+ A A-

Прозаические произведения Замятина

Родился в городе Лебедяни Тамбовской губернии в семье священнослужителя. Окончил кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института. Принимал участие в революционном движении 1905—1907 годов, подвергался репрессиям. В 1906-1911 годах жил на нелегальном положении. Литературный дебют в 1908 году оказался неудачным.

Удача пришла позже, в 1913 году, когда была опубликована повесть «Уездное». Дореволюционное творчество Замятина развивалось в традициях русского критического реализма Н.В.Гоголя, Н.С.Лескова и было окрашено демократическими идеями. Замятин был очень русский человек.

В этом заключалась его сила как художника и его трагедия. Его отношение к старой России можно определить словами: «любовь-ненависть». Любовь к ее истокам, здоровой народной основе, творческой одержимости русской натуры, ее готовности к революционному обновлению. И ненависть к самодержавно-политическим оковам, провинциальной тупости, азиатщине, резервуару дикости и бескультурья, который, как казалось писателю, невозможно исчерпать в обозримое время. Символом такой косной, непреодоленной стихии становится Барыба («Уездное»): «Не зря прозвали его утюгом ребята-уездники. Тяжкие железные челюсти, широченный, широкоугольный рот и узенький лоб: как есть утюг, носиком кверху. Да и весь Барыба какой-то широкий, громоздкий, громыхающий, весь из жестких прямых углов.

Но так одно к одному пригнано, что из нескольких кусков как будто и лад какой-то выходит: может, и дикий, может, и страшный, а все же лад». Путь Барыбы — путь бессмысленных жестокостей и преступлений: «продался» развратной купчихе в летах Че- ботарихе, обидел безответную сиротку Польку, украл деньги у своего дружка отца Евсея, а другого приятеля, портного Тимошку, не моргнув глазом, отправил по ложному свидетельству на виселицу. Но нет смысла обвинять во всем самого Барыбу. В жизни его столько раз бивали, что, по словам того же Тимоши, у Барыбы «души-то, совести... ровно у курицы».

Но писатель видел и другую Россию. В рассказах «Три дня» и «Непутевый» (где выведен «вечный студент» Сеня, гибнущий на баррикадах) автор показал протестующую, революционную Россию. В цикле рассказов о Севере (повесть «Север», рассказ «Африка» и более позднее «Ёла») читатель встречает гордых мечтателей, сильных и красивых людей — «задумавшегося» добродушного русского великана Марея и прямодушную лопскую рыжую красавицу Пельку, очарованного, ошеломленного сказкой о несуществующей стране любви и изобилия — далекой Африке — гарпунщика Федора Волкова, одержимого страстью к собственному суденышку-ёле бедного рыбака и великого труженика Цыбина.

В 1914 году за антивоенную повесть «На куличках» писатель был предан суду, а номер журнала, в котором появилась повесть, был конфискован. Из-под пера Замятина вышла, по словам критика А.Воронского, «политическая художественная сатира», которая «делает понятным многое из того, что случилось потом, после 1914 года». В 1916 году писатель уезжает в Англию. Буржуазная цивилизация, превращающая человека в машину, дала 193 материал для сатирической повести «Островитяне» (1918) и рассказа «Ловец человеков» (1918). Осенью 1917 года Замятин возвращается в Россию. В Петрограде он встретил Октябрьскую революцию, пережил события гражданской войны, жестокую разруху и голод. В это время он сближается с Горьким и участвует почти во всех его начинаниях по спасению культуры — в работе издательства «Всемирная литература», «Комитета исторических пьес», «Дома искусств» и «Дома ученых».

Однако более существенным было собственное художественное творчество Замятина этих лет. Сюда относится прежде всего оставшийся в рукописи (до выхода его в 1925 году за рубежом в переводах) фантастический роман «Мы», а также многочисленные рассказы, сказки, драматические «действа», в которых писатель так или иначе касался «больных» сторон революционной и послереволюционной действительности: «Рассказ о самом главном» (1923), «Дракон» (1918), «Арапы» (1920), «Сподручница грешных», «Пещера» (1920), «Мамай» (1920), «Икс» (1926), «Слово предоставляется товарищу Чурыгину» (1926), «Огни святого Доминика» (1920) и др. В то суровое время многими пролетарскими писателями и литературными критиками это было воспринято как отступничество, как измена.

Главным произведением Замятина этих первых послереволюционных лет был, бесспорно, фантастический роман «Мы», воспринятый современниками как злая карикатура на социалистическое, коммунистическое общество будущего. «Мы» — краткий художественный конспект возможного отдаленного будущего, уготованного человечеству, смелая антиутопия, роман-предупреждение. Но в то же время — и сегодня это очевидно — вещь остросовременная.

Написанный в 1920 году в голодном, неотапливаемом Петрограде, в обстановке военного коммунизма с его вынужденной жестокостью, насилием, в атмосфере распространенного убеждения о возможности скорого скачка прямо в коммунизм, роман погружает читателя в то будущее общество, где решены все материальные запросы людей и где удалось выработать всеобщее, математически выверенное счастье путем упразднения свободы, самой 7 Литература 194 литература человеческой индивидуальности, права на самостоятельность воли и мысли.

Это общество прозрачных стен и проинтегрированной жизни всех и каждого, розовых талонов на любовь (на запись на любого нумера, с правом опустить в комнате шторки), одинаковой нефтяной пищи, строжайшей, неукоснительной дисциплины, механической музыки и поэзии, имеющей одно предназначение — воспевать мудрость верховного правителя, Благодетеля. Счастье достигнуто — воздвигнут совершеннейший из муравейников. И вот уже строится космическая сверхмашина — Интеграл, долженствующий распространить это безусловное, принудительное счастье на всю Вселенную. В романе «Мы» писатель стремился рассказать о «так называемой «конвергенции» (на которую тайно или явно рассчитывали многие), то есть о смешении социальных систем в один технократический котел». Здесь выявляется борьба двух полярных начал: за человека или (якобы для его же блага) против него; гуманизм или фанатизм, исходящий из того, что люди, народ нуждаются в жестоком пастыре.

Неважно, кто он — обожествленный тиран или свирепый творец всего сущего; важно, чтобы человека можно было бы (ему на пользу) загнать в раба, в муравья, в обезличенный «нумер». К концу 20-х годов вокруг Замятина по ряду причин складывается враждебная «полоса отчуждения». Осенью 1929 года в пражском журнале «Воля России» без ведома автора (в обратном переводе с английского) был напечатан, с сокращениями, роман «Мы». Это послужило началом широкой кампании против Замятина. Обреченный на творческое молчание, писатель обратился с письмом на имя И.В.Сталина с просьбой разрешить ему выехать за границу. В 1931 году его просьба была удовлетворена. Замятин любил новую Россию, но свой писательский долг и долг гражданина видел не в сочинении хвалебных од, а в обращении прежде всего к болевым точкам времени, с помощью острой критики и горькой правды.

Покидая Родину, он определенно надеялся вернуться и жил в Париже с советским паспортом. Когда в Париже в 1935 году открылся Международный конгресс писателей, Замятин входил в состав советской делегации. 195 Замечательный русский писатель, он не был тем беспросветным пессимистом, каким его часто пытаются изобразить (основанием для чего, понятно, может служить его горькая антиутопия «Мы»). В позднем эссе, озаглавленном «О моих женах, о ледоколах и о России», он выразил и свое отношение к Родине, к тому, через что она прошла и, преодолевая застой и сопротивление, движется дальше:

«Ледокол — такая же специфическая русская вещь, как и самовар. Ни одна европейская страна не строит для себя таких ледоколов, ни одной европейской стране они не нужны: всюду моря свободны, только в России они закованы льдом беспощадной зимой — и чтобы не быть тогда отрезанным от мира, приходится разбивать эти оковы. Россия движется вперед странным, трудным путем, не похожим на движение других стран, ее путь — неровный, судорожный, она взбирается вверх — и сейчас же проваливается вниз, кругом стоит грохот и треск, она движется, разрушая».

загрузка...

Мои мечты сочинение Думаю, у каждого человека есть определенная цель в жизни. Пока мы маленькие, невелики и наши мечты. Ребенку хочется новую красивую игрушку, как в витрине магазина или у того мальчика, или новое платьице, или куклу Барби. Мы растем, и вместе с нами растут и наши желания, стремления, цели. Один мечтает разгадать тайны Бермудского треугольника и найти затонувшую Атлантиду. Другой живет мечтой создать уникальные лекарства от всех болезней или эликсир вечной молодости, здоровья и красоты. Третий мечтает о полетах во Вселенной, встрече с внеземным разумом.     Но рано или поздно
Наверное вы ни раз сталкивались в своей жизни с понятием нравственности. Знакомое слово, которое хранит в себе целый океан пояснений. Начнем с того, что нравственность это безусловно хорошо, это одно из хороших слов русского языка. Это-то что делает человека человеком. Нравственность и мораль связанны друг с другом, сюда же входит и гуманизм, который означает человечность. Если описать нравственность с терминологической точки зрения, то это собственная оценка своих поступков с точки зрения доброты и человечности. Быть нравственным хорошо, безнравственность наказуема.Правила нравственности форм
Роман «Как закалялась сталь» свидетельствует о том, что Островский, осмысляя пути революции в России и судьбу личности в этой революции, приходил одновременно к открытиям и в эстетическом решении темы. И именно «Овод» явился для него своего рода камертоном в социально-нравственном, поэтическом освоении проблемы революции. В «Как закалялась сталь» тема «Овода» обретает философское, драматическое звучание. Завоевания Островского-художника в области эстетики были оценены современниками писателя сразу по выходе в свет первой его книги. В процессе работы над романом «Как закалялась сталь» Островски
«Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» - решает герой романа ИС Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров перед смертью. Кто же такой этот герой, который так уверен в своей ненужности? Действительно ли он прожил бесполезную, бессмысленную жизнь? Прав ли он или нет? Что привело его к такому трагическому выводу? Вопрос «Нужны ли России Базаровы?» уже долгое время волнует многих критиков.     Что же такое Базаров? «Он нигилист» - отвечает на этот вопрос Аркадий Кирсанов, приятель Базарова, своему дяде Павлу Петровичу. Он так объясняет это понят
Книг написано очень много и нет ни одного человека в митре, кто прочитал бы их все. Книги -- это история и вкусы каждой эпохи. Некоторые из них безнадежно утратили свою прелесть, другие --- актуальны и читаются с интересом и сегодня. Каждый писатель мечтал писать на века, а вот получилось у него или нет, выясняется в последующих поколениях. Я не могу сказать, что люблю какую-то одну книгу. У меня их много, они разноплановые, одни художественные, другие познавательные. Например "Игра в бисер" Гессе открыла мне совершенно иной мир, наполненный вкусом к познанию, радостью бескорыстного труда, бл
Сейчас смотрят:{module Замятин:}