загрузка...
A+ A A-

Изгой (Творчество Е. Замятина)

Замятинство — опасное явление.
     Д. Фурманов

    Статья известного русского писателя А. Ремизова, посвященная памяти Евгения Ивановича Замятина, завершается знаменательными словами: 'И в третий раз я его видел во сне... Я его увидел у калитки сада — чудесный сад! — и он был не тот затравленный, озирающийся, с запечатанным сердцем и с запечатанными устами, каким он появился в Париже, а тот Замятин, каким пришел он к нам на Таврическую после "Уездного". И я подумал тогда: ...какой он умный! И мы вошли в сад". В этих строках и цветаевский мотив сада, чисто русский, пронзительный, и пророчество — посмертная судьба двух больших художников, одновременно возвращаемых отечественной литературе.
    В течение нескольких десятилетий Замятин находился на положении изгоя в русской культуре. Его имя часто мелькало на страницах различных изданий, и всегда в негативном контексте. Его знаменитая статья "Я боюсь", цитируемая в тщательно препарированном виде, служила иллюстрацией враждебного отношения писателя к советской России. После издания четырехтомного собрания сочинений в 1929 году Замятина на родине почти не печатали. Возвращение его наследия началось в 1986 году публикацией сборника повестей и рассказов. Столь длительное замалчивание творчества писателя было связано в первую очередь с естественным нежеланием литературных функционеров расстаться с привычным, десятилетиями шлифуемым мифом. Такова судьба художников-борцов, которые и после смерти становятся героями не сразу. Замятин был еретиком и по призванию, и по убеждениям. Он выдвигал принцип еретической литературы, видя в ней средство борьбы с "объизвествлением, корой, мхом, покоем". Предназначение искусства Замятин видел в осуществлении им провидческой функции; художник, критически настроенный по отношению к современности, "должен говорить о завтра".
    Главным признаком творческой концепции Замятина является сформулированный им принцип "антиэнтропийности" искусства. Свои теоретические положения писатель последовательно осуществлял в художественной практике. Повествуя о застойном быте царской России, он провидел в ней ростки революции; анализируя послеоктябрьское бытие, писатель прозорливо предугадывал движение его к догмату.
    В известном романе-антиутопии "Мы", впервые опубликованном в нашей стране в 1988 году и прочитываемом как политический памфлет, Замятин не "угадал" и не "увидел", а математически точно просчитал тенденцию исторического развития общественной структуры. Замятина обвиняли в недоверии к революции. Это было несправедливо. Писатель принял идеи Октября, видя в этом событии освобождение общества от энтропийного состояния; он подвергал критике издержки революционного процесса, среди которых наиболее опасной считал тенденцию к дегуманизации общественного сознания. Утверждая космический закон революции, Замятин считал классовый подход к развитию общества односторонним и ограниченным. Он стремился отстоять общечеловеческие, универсальные законы. Этот пафос художника составил основное содержание его антиутопии.
    Роман "Мы" написан в 1920 году. К этому времени Замятин был широко известным писателем. Он являлся автором повести "Уездное", высоко оцененной критикой, его перу принадлежали повести, рассказы, сказки, в которых проявился критический пафос писателя, склонного к иронии, аллегории, сатире, гротеску. В то же время повествовательная манера художника не отличалась строгой рациональностью. Его стиль соединял в себе рационалистичность и "женственный лиризм", который был замечен критикой еще в 20-е годы. Манера художника формировалась столкновением двух авторских эмоций — любви к провинциальной России и ненависти к ее косному, тупому быту. Многие персонажи замятин-ских произведений носят сатирический характер, а подчас наделены и чертами гротеска. В повести "Уездное" уродливы и страшны фигуры урядника Анфима Барыбы, купчихи Чеботарихи, комически жалки пьяница монах Евсей и доморощенный "философ" портной Тимоша. В структуре каждого персонажа выделены доминантные черты, совокупность которых создает символический образ чудовищного "энтропийного" Уездного.

загрузка...

А. К. Воронений: «Лежит у меня... роман ваш “Мы”. Очень тяжёлое впечатление. По совести. Неужели только на это вдохновил Вас Октябрь и что после было да наших последних дней? Какая же это “самая шуточная и самая серьёзная вещь”? Самая мрачная и мизантропическая. Рано ещё по нас такими сатирами стрелять. Как-то не туда, куда нужно вы смотрите. Ведь вот, Уэллс, о котором вы так талантливо и хорошо написали, увидел всё-таки в нас, в коммунистах, что-то положительное и очень большое, а вы нас расписываете одной чёрной краской. Неладно это. Ваше, впрочем, дело, а я вам — не советчик. На разных плос
Хлестаков — один из характерных персонажей комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Это «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове...». Остановившись в небольшом уездном городке без гроша в кармане, он неожиданно был принят местными чиновниками за ревизора из Петербурга, путешествующего инкогнито. Не понимая поначалу причины произошедших с ним перемен, Хлестаков, тем не менее, сумел блестяще сыграть роль ревизора. Он напускает на себя важность и значительность и отчаянно врет, расписывая свое положение в столице и свои возможности.
И. А. Бунин является типичным представителем  писателей рубежа веков. Бунин-фаталист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизма. Еготворчество перекликается с концепцией модернистов о трагичности человеческойстрасти, и на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви,смерти и природы.О Бунине давно и прочно утвердилось мнение как об одном из величайшихстилистов в русской литературе. В его творчестве ярко проявились и неуловимаяхудожественная точность и свобода, и образная память, и знание народногоязыка, и изумительная изобразительность, и словесная чувственно
«Евгений Онегин» А.С. Пушкина - один из шедевров мировой литературы. Мастерство автора видно во всех компонентах произведения: начиная с раскрытия образов, идеи и заканчивая языком и стилем. Пушкин великолепно выстроил сюжет романа. Он является истинным мастером сюжетной интриги. Так, в третьей главе после письма Татьяны мы ожидаем свидания героев. Но автор небрежно сообщает нам:     Мне должно после долгой речи     И погулять и отдохнуть:     Докончу после как-нибудь.     И свидание героев переносится в 4-ю главу. Так с какой же целью это делает автор?     На этот вопрос у меня есть несколько
В историю русской поэзии Ф. И. Тютчев вошел, прежде всего, как автор философской лирики, но его перу принадлежит и ряд замечательных произведении на тему любви. Любовные и философские стихи поэта связаны общностью лирического героя, сквозными мотивами, их роднит напряженный драматизм звучания.     Если в своих философских стихотворениях поэт предстает как мыслитель, то в любовной лирике он раскрывается как психолог и топкий лирик. Многие его стихи о любви имеют автобиографический отпечаток.     Тютчев был увлекающимся, страстным человеком. Первым серьезным увлечением Тютчева стала Амалия Лерхе
Сейчас смотрят:{module Замятин:}