загрузка...
A+ A A-

РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. А. НЕКРАСОВА «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»

Сочинение 7 класс.

1 вариант.

Н. А. Некрасов был замечательным, чистым и благородным русским поэтом, голос которого звучал в защиту простого народа, бесправного и угнетенного.

Поэзия Н. А. Некрасова полна горячей любви к человеку и пробуждает у читателя стремление к лучшей жизни.

Некрасов писал стихотворения о простом народе — мужиках, ямщиках и прочей «деревенщине»: «...мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей... мотивы для моих стихов я беру из этой среды». Поэзия Некрасова исполнена горячей любви к человеку.

Основа стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» —1 реальная, но много в нем и фантастического.

Реальное — описание осенней природы: славная осень, здоровый, ядреный воздух, неокрепший лед на речке, листья, которые «поблекнуть еще не успели».

Красива и спокойна Русь осенью:

 

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

Нет безобразъя в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни —

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

 

Но с красивым пейзажем резко контрастирует горькая правда о жизни людей: тяжелый труд, голод, смерть. Чтобы рассказать читателю правду, Некрасов создает страшную, фантастическую картину — толпу мертвецов, которые рассказывают о том, как на самом деле была построена железная дорога:

 

«В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда...»

 

Реальность — изможденные лихорадкой, больные люди:

 

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно

Изо дня в день налегала весь век...

 

Но русский народ крепок — он «вынесет все, что Господь ни пошлет!».

Светлая сторона строительства железной дороги почему-то не добавляет радости читателю и не успокаивает его:

 

Мертвые в землю зарыты; больные

Скрыты, в землянках...

 

Реальность — то, что дорога построена, фантастика — какой ценой и какими жертвами. Реальность — жертвы, фантастика — реальная плата за непосильную работу:

 

«Бочку рабочим вина выставляю.

И — недоимку дарю!..»

 

Однажды Некрасова упрекнули за то, что он пишет только о простом народе, что в его стихах слишком много «грубой реальности». Некрасов на это ответил: «... каждый писатель передает то, что глубоко прочувствовал».

 

2 вариант

В своих произведениях Некрасов не только опирался на русское народное творчество, но также продолжал традиции Гоголя, Тургенева, изображая народ реалистически. Поэт преклоняется перед трудолюбием, внутренней силой народа, его умом и широтой души. С болью описывает он в своих произведениях трудности крестьянской жизни, страдания простого человека и жестокость в отношении к нему.

Стихотворение «Железная дорога» Н. А. Некрасов посвящает тяжелому труду народных масс. Генерал считает, что простой народ — это ничего не значащие и нестоящие существа, «варвары», «дикое скопище пьяниц». Но автор произведения считает по-другому. По его мнению, народ — это созидатель, творец и духовных, и материальных ценностей. И поэт спешит доказать нам это. Он рассказывает, как строилась железная дорога и сколько людей «гроб обрели здесь себе». Чтобы ярче раскрыть затронутую им тему, автор использует как реалистические элементы, так и фантастические.

К фантастическим, например, относится появление лунной ночью мертвецов, которые поют песню о своей тяжелой судьбе и лишениях при жизни. Они рассказывают, как «надрывались под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной, жили в землянках, боролися с голодом, мерзли и мокли, болели цингой». И перед нами встают поражающие своей реалистичностью картины тяжелой жизни русских мужиков. Их «пение дикое» разносится над всей Россией, но автор говорит мальчику, что бояться его не стоит. Ведь «это все братья твои — мужики!». И перед Ваней возникает призрак белоруса. Он «изможден лихорадкою», болен. У него «губы бескровные, веки упавшие», язвы на руках, опухшие ноги и «колтун в волосах». С поражающей воображение реалистичностью автор рисует перед нами образ мужика, чьи силы и здоровье разрушены тяжелым трудом и бесчеловечными условиями существования. Но в голосе автора звучат и оптимистические нотки. Он верит в силу русского народа:

 

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

 

Использование реальных картин народного быта и фантастических элементов помогает Н. А. Некрасову более полноценно раскрыть перед читателями картину страданий простых людей. И обличающие слова звучат еще более впечатляюще от того, что произносят их не живые люди, а мертвецы, восставшие из могил, чтобы увидеть плоды своего труда.


Мама мне часто задает вопрос - кем я хочу быть? Я знаю ответ на этот вопрос, я уже определился в выборе, но маме не рассказываю. Почему? Потому что я хочу быть автогонщиком, как Шумахер! А маме я не рассказываю, потому что берегу ее. Она будет постоянно волноваться и нервничать из-за меня, а мне этого не хочется. Я люблю скорость, когда ветер врывается в салон машины, хлещет по лицу и пытается навязать мне свое представление о стильной прическе. Я люблю запах бензина, без которого машина просто пахнет нерабочим металлом. Бензин - кровь автомобиля. Мне нравится, когда руль слушается любого движ
“Сказки” М. Е. Салтыкова-Щедрина (1883—1886) составляют самостоятельный этап его творчества. За небольшим исключением, они созданы в последние годы жизни писателя и предстают перед нами неким итогом его работы в литературе. И по богатству художественных приемов, и по идейной значимости, и по разнообразию воссозданных социальных типов эта книга в полной мере может считаться художественным синтезом всего творчества писателя, которое можно с полным правом назвать высшим достижением социальной сатиры 1860—1880-х годов, сутью сатирического направления натуральной школы.     Смех органически присущ
Два обстоятельства творческой истории романа “Обломов” нужно иметь в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал “Сон Обломова” — “увертюра всего романа”, тем не менее, в окончательном тексте занявшая место 9-й главы первой части. “Сон” является средоточием авторской мысли в романе. Второе обстоятельство — перерыв в писании романа для участия в научной и негласно дипломатической экспедиции на Дальний Восток на фрегате “Паллада” в качестве секретаря начальника экспедиции. Написанная под впечатлением кругосветного путешествия оче
Мы ходим в школу, учимся читать и писать, начинаем “дружить” с книгами. Что может быть занимательнее, чем чтение хорошей книги? Читая, попадаешь в таинственный и волшебный мир, переносишься в далекое прошлое или будущее. Наша учительница говорит, что книги отвечают на многие наши вопросы, заставляют думать и сопереживать героям. Я очень люблю читать книги современных авторов: Астафьева, Носова, Драгунского и других. Они рассказывают о наших сверстниках, показывают, как поступают ребята в той или иной ситуации, какие проблемы встают перед ними. С помощью этих книг мы учимся на чужих ошибках, н
Недавно мне на глаза попался рассказ М.М.Пришвина “Кладовая солнца”, повествующий о замечательном природном явлении — болоте.     Веками складывались запасы торфа. Отжившие растения сгнивали и спрессовывались, образуя колоссальные запасы топлива. Я как-то и не задумывался, что болота — наши богатства. С понятием “болото” связано скорее неприятное — комары, но и они необходимы природе, когда задумываешься о единой цепи, в которой взаимосвязаны земля с ее недрами, растения и животные, а потом и человек, поражаешься мудрости природы, ее многообразию, но и необычайной хрупкости и ранимости перед ч