загрузка...
A+ A A-

«ПРИВЫЧКА К ТРУДУ БЛАГОРОДНАЯ» (по стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога»)

Сочинение 7 класс.

1 вариант.

«Железная дорога» — одно из самых насыщенных произведений Некрасова. В нем поэт обратился к одной из наиболее острых общественных проблем — роли капитализма в развитии России. Он откликнулся на пореформенные изменения в жизни страны. Строительство железных дорог в то время было новым и очень прибыльным делом. Важные правительственные чиновники передавали строительство купцам-подрядчикам, получая от них крупные взятки. Но на строительстве железных дорог бесчеловечно эксплуатировали рабочих людей — вчерашних мужиков, выгнанных голодом из деревень на заработки.

В этом стихотворении изображены отдельные картины народной жизни, в целом создающие широкую социальную панораму. Поэт гневно возмущается бесчеловечными условиями, в которых находился народ.

Лживому утверждению генерала о том, что строил дорогу начальник железнодорожного строительства граф Клейнмихель, прославившийся огромными хищениями и взятками, Некрасов противопоставляет непригляднную правду. Настоящие строители дороги — не царские ставленники и казнокрады, а обыкновенные оборванные мужики, согнанные на строительство «чугунки» голодом:

 

Он-то согнал сюда массы народные.

Многие в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

 

Толпы призраков-мертвецов — жертв тяжелейшей работы и лишений при постройке дороги — окружают мчащийся поезд. Но их труд принес пользу: они создали необыкновенное сооружение, за что заслуживают глубокого уважения.

 

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

 

Но поэт с горечью видел непонимание мужиками своих интересов, их темноту, беспомощность, в результате которых подрядчики и богачи грабили и эксплуатировали народ. Некрасов со злой иронией рисует «светлую сторону» жизни рабочих: обманщик подрядчик бессовестно обирает рабочих, поэтому в праздничный день поит рабочих водкой, стремясь смягчить нарастающее народное недовольство.

Крестьяне инертны и покорны, они смирились со своим положением и не решаются на открытый протест. Но стихотворение оптимистично — поэт верит в пробуждение народной активности и твердо уверен в том, что трудолюбивый русский народ не только проложит железные дороги по всей России, но и в будущем создаст «пору прекрасную»:

 

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

 

Некрасов призывает к продолжению борьбы и поет гимн труду, простым людям труда, которые в нечеловеческих условиях построили железную дорогу.

 

2 вариант

Николай Алексеевич Некрасов был замечательным русским поэтом, честным и благородным. Его поэтический голос всегда звучал в защиту простого угнетенного народа. Ведь ему с детства приходилось видеть страдания русского мужика от холода, голода и жестокости.

В своем стихотворении «Железная дорога» Н. А. Некрасов поднимает тему «благородного труда». Для того чтобы по-новому раскрыть эту тему, автор обращается к христианскому опыту святых подвижников.

Подвижники — это святые угодники, носители Божьей правды, которые всегда были для народа олицетворением нравственного идеала. Поэт в своем стихотворении показывает, что подвижничество простого русского мужика — в тяжелом физическом труде. В крестьянской этике труд всегда рассматривался как необходимое и праведное дело.

Мальчик Ваня хочет узнать, кто построил железную дорогу. И автор стихотворения рассказывает ему, что все это сделали простые люди, «массы народные», которые «...к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе».

И в лунную ночь появляется толпа мертвецов. Они поют свою песню, в которой рассказывают о тяжелых и бесчеловечных условиях, в которых они строили железную дорогу:

 

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

 

Но делают они это не для того, чтобы посетовать на свою тяжелую судьбу. Скорее наоборот. Эти тяготы лишь подчеркивают тот подвиг, что они совершили, праведность и возвышенность их труда. Ведь делали они это для общего блага. Их труды угодны Богу, и теперь они — «Божии ратники, мирные дети труда». И они хотят верить, что их страдания и труд не пропали даром, а принесли плоды. Поэтому они и взывают: «Братья! Вы наши плоды пожинаете!»

Впечатляет нас образ больного белоруса: «губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках...», «ямою грудь». «Трудно свой хлеб добывал человек!» — с горечью восклицает автор. Даже после смерти белорус «не разогнул свою спину горбатую», не позабыл свою привычку к труду. И поэт не зря называет эту привычку «благородной» и советует перенять ее и нам. Ведь труд облагораживает и возвеличивает человека, а плоды его усилий остаются жить и после его смерти, прославляя его в веках.


Фердыщенко Петр Петрович — бригадир, бывший денщик князя Потемкина. Сначала глуповцы при его правлении «свет узрили», поскольку Ф. по своей простоте целых шесть лет «ни во что не вмешивался». Однако потом «сделался деятелен» и вошел во вкус, беззастенчиво утоляя свои алчность и любострас-тие. С недовольством же глуповцев, вызванным голодом и пожарами, «справлялся», выпрашивая у начальства вместо хлеба воинскую команду. Его путешествия из конца в конец по городскому выгону в сумасбродной надежде, что от этого «утучнятся поля, прольются многоводные реки, поплывут суда, процветет скотоводство, об
Роман И С Тургенева "Отцы и дети" и главный его герой — разночинец-демократ Базаров явились, по определению самого автора, "выражением новейшей современности"     Роман создавался во время подготовки и проведения крестьянской реформы, в условиях обострения борьбы между двумя силами общества — либералами и революционными демократами Столкновение этих двух сил и отразилось в произведении Тургенева     Все те проблемы, вокруг которых возникали разногласия между либералами, и демократами (отношение к реформе, вопросы науки, искусства, философии, истории и тд), явились предметом горячих споров в ро
  Ліна Костенко увійшла в українську літературу в 60-ті роки нашого століття. Ця письменниця заявила про себе чіткою громадянською пози­цією, мужністю, але водночас і ніжністю, високим філософським змістом своєї поезії. А ще високими вимогами до себе, до своєї творчості. Це засвідчено у вірші «Доля»: Великі поети не вміють писати віршів Клював їх орел в печінку і сумнів сни випасав Графоманові краще. Графоман вирішив написати — і написав. Для поетеси аркуші паперу, списані рядками — це «смертельні плацдар­ми самотньої битви з державами, з часом, з самою собою». Поезія для Ліни Костенко —
  Літературна історія поеми «Слово о полку Ігоревім». Невідомий автор поеми — талановитий письменник і громадя- нин-патріот. Легенди й версії щодо авторства. Вірне служіння автора ідеї свободи рідної землі й народу. Спостережливість, військовий досвід автора. Художня майстерність. Активна авторська позиція — один із сильних факторів впливу «Слова... » на читачів.  {loadposition textmod} Зараз дивляться:{module з укр літератури:}
Мне нравится, c какой простотой пишет о Великой Отечественной войне Василь Быков. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. Поэтому я решил написать сочинение о защитнике Родины на примере повести Василя Быкова «Сотников». Описывая самые незначительные ситуации, автор дает ответы на сложные вопросы войны. В отличие от таких наших писателей, как Стаднюк, Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые ставят во главе произведений масштабные сражения, Василь Быков строит свои сюжет