загрузка...
A+ A A-

«ПРИВЫЧКА К ТРУДУ БЛАГОРОДНАЯ» (по стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога»)

Сочинение 7 класс.

1 вариант.

«Железная дорога» — одно из самых насыщенных произведений Некрасова. В нем поэт обратился к одной из наиболее острых общественных проблем — роли капитализма в развитии России. Он откликнулся на пореформенные изменения в жизни страны. Строительство железных дорог в то время было новым и очень прибыльным делом. Важные правительственные чиновники передавали строительство купцам-подрядчикам, получая от них крупные взятки. Но на строительстве железных дорог бесчеловечно эксплуатировали рабочих людей — вчерашних мужиков, выгнанных голодом из деревень на заработки.

В этом стихотворении изображены отдельные картины народной жизни, в целом создающие широкую социальную панораму. Поэт гневно возмущается бесчеловечными условиями, в которых находился народ.

Лживому утверждению генерала о том, что строил дорогу начальник железнодорожного строительства граф Клейнмихель, прославившийся огромными хищениями и взятками, Некрасов противопоставляет непригляднную правду. Настоящие строители дороги — не царские ставленники и казнокрады, а обыкновенные оборванные мужики, согнанные на строительство «чугунки» голодом:

 

Он-то согнал сюда массы народные.

Многие в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

 

Толпы призраков-мертвецов — жертв тяжелейшей работы и лишений при постройке дороги — окружают мчащийся поезд. Но их труд принес пользу: они создали необыкновенное сооружение, за что заслуживают глубокого уважения.

 

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

 

Но поэт с горечью видел непонимание мужиками своих интересов, их темноту, беспомощность, в результате которых подрядчики и богачи грабили и эксплуатировали народ. Некрасов со злой иронией рисует «светлую сторону» жизни рабочих: обманщик подрядчик бессовестно обирает рабочих, поэтому в праздничный день поит рабочих водкой, стремясь смягчить нарастающее народное недовольство.

Крестьяне инертны и покорны, они смирились со своим положением и не решаются на открытый протест. Но стихотворение оптимистично — поэт верит в пробуждение народной активности и твердо уверен в том, что трудолюбивый русский народ не только проложит железные дороги по всей России, но и в будущем создаст «пору прекрасную»:

 

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

 

Некрасов призывает к продолжению борьбы и поет гимн труду, простым людям труда, которые в нечеловеческих условиях построили железную дорогу.

 

2 вариант

Николай Алексеевич Некрасов был замечательным русским поэтом, честным и благородным. Его поэтический голос всегда звучал в защиту простого угнетенного народа. Ведь ему с детства приходилось видеть страдания русского мужика от холода, голода и жестокости.

В своем стихотворении «Железная дорога» Н. А. Некрасов поднимает тему «благородного труда». Для того чтобы по-новому раскрыть эту тему, автор обращается к христианскому опыту святых подвижников.

Подвижники — это святые угодники, носители Божьей правды, которые всегда были для народа олицетворением нравственного идеала. Поэт в своем стихотворении показывает, что подвижничество простого русского мужика — в тяжелом физическом труде. В крестьянской этике труд всегда рассматривался как необходимое и праведное дело.

Мальчик Ваня хочет узнать, кто построил железную дорогу. И автор стихотворения рассказывает ему, что все это сделали простые люди, «массы народные», которые «...к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе».

И в лунную ночь появляется толпа мертвецов. Они поют свою песню, в которой рассказывают о тяжелых и бесчеловечных условиях, в которых они строили железную дорогу:

 

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

 

Но делают они это не для того, чтобы посетовать на свою тяжелую судьбу. Скорее наоборот. Эти тяготы лишь подчеркивают тот подвиг, что они совершили, праведность и возвышенность их труда. Ведь делали они это для общего блага. Их труды угодны Богу, и теперь они — «Божии ратники, мирные дети труда». И они хотят верить, что их страдания и труд не пропали даром, а принесли плоды. Поэтому они и взывают: «Братья! Вы наши плоды пожинаете!»

Впечатляет нас образ больного белоруса: «губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках...», «ямою грудь». «Трудно свой хлеб добывал человек!» — с горечью восклицает автор. Даже после смерти белорус «не разогнул свою спину горбатую», не позабыл свою привычку к труду. И поэт не зря называет эту привычку «благородной» и советует перенять ее и нам. Ведь труд облагораживает и возвеличивает человека, а плоды его усилий остаются жить и после его смерти, прославляя его в веках.

загрузка...

В мировой литературе Джордж Гордон Байрон известен как яркий новатор, сильный и свободный поэт. Хоть его ранние произведения не отличаются особой оригинальностью, но поэма «Паломничество Чальд Гарольда» стала чем-то непривычным и необыкновенным для классической литературы.Поражал читателей и критиков арсенал его лирических произведений, в которых поднимались как привычные всем темы любви, так и высокие философские мотивы.Стихотворение «Душа моя мрачна» относится к циклу философских стихотворений, в которых читатели могут уловить нотки скорби и отчаяния. В данном произведении на первое место по
На протяжении всей жизни А.С. Пушкин интересуется личностью Петра Первого, анализирует его историческое значение. Поэтому образ Петра довольно часто встречается в творчестве Пушкина. Проблема оценки этого монарха в начале девятнадцатого века становится необычайно важной.     Одно из первых стихотворений, посвященных теме Петра, - стихотворение «Стансы», написанное в тысяча восемьсот двадцать шестом году. Это время – начало правления Николая Первого – нового, еще не известного царя. Стихотворения Пушкина является своеобразным наказом Николаю. При этом Пушкин воспринимает Петра Первого как почти
Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием героя. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке. Какова же правда Сатина? Никакой позитивной программы у него нет, но, в противовес позиции Луки, Сатин решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее «религией рабов и хозяев». Так что же нужно человеку: настоящая правда или утешающая ложь? Спорьте, критики! Спорьте, философы! Найдете ли вы единый ответ? Нет, наверно. Потому что люди испок
Философия и поэзия близки друг другу, ведь оруди­ем, при помощи которого создается и стихотворная стро­фа, и философский трактат, служит человеческая мысль. В античные времена великие философы, такие как Аристо­тель и Гесиод, излагали свои философские размышления в форме стихов, тем самым демонстрируя силу и изящест­во мысли. Аристотель, которого называют отцом многих наук, был также автором трудов по поэтике. Это говорит о том, что поэтическое восприятие действительности мо­жет соединяться с философскими поисками истины. Поэт, который возвышается над повседневными проблемами и проникает в сам
В третьем томе своего «художественного исследования» советских тюрем и лагерей «Архипелаг ГУЛАГ» Александр Солженицын очень много внимания уделяет восстаниям заключенных, особенно участившимся после смерти Сталина и ареста Берии, когда в лагерях среди политических зародились надежды на пересмотр дел и скорое освобождение. Центральное место среди них занимает Кенгирское, описанное в главе «Сорок дней Кенгира». Здесь, в Кенгирском лагере, как пишет автор, охрана специально провоцировала заключенных на волнения, открывая по ним стрельбу без всякого повода. Лагерное начальство надеялось, что легко