загрузка...
A+ A A-

МАСТЕРСТВО ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ И. С. ТУРГЕНЕВА (по рассказу «Бирюк»)

Сочинение 7 класс.

1 вариант.

Важное место в произведениях Тургенева занимает изображение природы. «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей», — писал он. Пейзажная живопись Тургенева восхищает читателя. Толстой писал: «Одно, в чем он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, — это природа. Две-три черты, и пахнет». Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении, гармонируя с чувствами и переживаниями человека или оттеняя их, становясь участником нравственно-психологической коллизии.

Тонко связывает Тургенев свои чудесные пейзажи с настроениями человека, со всем его обликом. В блеске молнии, в шуме грозы появляется суровый и замкнутый Бирюк, о котором в округе говорили как о грозе мужиков.

Читаешь строки рассказа и ярко представляешь предгрозовое состояние природы: «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели».

А вот как передано наступление грозы: «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями». Автор немногословен, но его строки поразительно ярки и точны!

И вот дождь заканчивается: «Дождик перестал. В отдалении еще толпились тяжелые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где темно-синее небо, звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака».

Тургенев тонко подмечает детали: дорога была пыльная, на пути встретился овраг, затем сухой ручей, весь заросший лозняками, густые кусты орешника, твердые корни столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавших глубокие продольные рытвины — следы колес, мокрый папоротник и крапива.

Если гость Бирюка «ничего не слышал, кроме шума листьев», то Бирюк чутким ухом в ночной тишине услышал, что «в лесу шалят» — кто- то рубит деревья, и безошибочно пришел на это место.

Только человек, который очень любит и знает природу, мог подметить такие детали. И у Тургенева это получилось замечательно — если написать пейзаж по его рассказу, то сделать это будет совсем нетрудно, так подробно передал все автор!

 

2 вариант

Иван Сергеевич Тургенев родился в городе Орле, и все его детство прошло в родительском поместье Орловской губернии среди богатой русской природы. Вспоминая об этих счастливых годах, И. Тургенев писал: «Эти деревья, эти листья, эти высокие травы заслоняли нас от всего остального мира ...» Любовь к природе, к охоте, к родному поместью Спасскому писатель пронес через всю жизнь и отобразил в своих произведениях.

В цикле очерков «Записки охотника», куда входит и рассказ «Бирюк», И. С. Тургенев в живой и увлекательной форме повествует от имени рассказчика о своих случайных встречах и беседах с многочисленными героями, сопровождая повествование разнообразными зарисовками природы. Красота Русской земли волновала и восхищала писателя. Поэтому картины природы в его рассказе «Бирюк» необычайно достоверны. Вот как, например, описывает он предвестие грозы: «Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели». Картина приближающегося ливня впечатляет нас. Автор постепенно нагнетает обстановку, держа читателя в напряжении: «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями». Природа предстает перед нами живой, динамичной. Но вот дождь перестал. И хоть «в отдалении еще толпились тяжелые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии», но уже виднелись в небе мерцающие звезды и «быстро летевшие облака».

Надо отметить, что описания природы в рассказе связаны с изображением событий и героев. Так, например, рассказчик знакомится с загадочным лесником по прозвищу Бирюк при мрачных и таинственных обстоятельствах: «...вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура». Казалось, будто «та фигура словно выросла из земли».

Картины грозы в лесу словно отражают внутреннюю суть Бирюка — такого же тревожного, мрачного, хмурого. Но как исчезают тучи с неба, так и душа лесника освещается светом доброты и сочувствия.

Подлинным мастером пейзажной живописи выступил И. С. Тургенев в своем рассказе «Бирюк ». Ведь природа у него — это сама жизнь, неотделимая от человека и состояния его души.

загрузка...

С рассказа «Макар Чудра» начался длинный и плодотворный путь М. Горького. Главная тема рассказов М. Горького, особенно его ранних произведений, это вопрос о человеке. Мир показывается писателем расколотым, а человек вынужден либо примириться с гибелью своей личности, либо вынужден искать пути ее возрождения. Вопросы духа занимают многих писателей начала века, не только в среде интеллигенции, но и среди простого народа. Герои ранних рассказов М. Горького — так называемые «босяки». Эти люди чувствуют свою ответственность за всеобщее неустройство и начинают искать выход. Герои М. Горького —это си
Сочинение 9 класс.Единственный женский образ в «Слове о полку Игореве» — образ Ярославны, жены Игоря. Он всегда привлекал читателей, вдохновлял художников, композиторов, поэтов. На фоне мужественных воинов, на фоне грозных битв и кровопролития образ этой нежной, красивой женщины является неповторимым. Ярославна'— персонаж исторический. Она была дочкой галицкого князя Ярослава Осмомысла. Настоящее имя княгини — Ефросинья.Князь Игорь Святославич — честный и открытый, он любит свою родину, способен отдать за нее собственную жизнь. Но за сильными плечами мужественного этого воина стоит нежная и лю
Бескорыстное и безусловное дарение в Капитанской Дочке Пушкина Пролог “Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти” – советовал Л.Андреев в начале ХХ века. Но это хорошо знал А.С.Пушкин еще в ХIХ веке, поэтому его обращение к истории ХVШ века не случайно. Может быть, и нам, чтобы идти в “завтра”, надо оглянуться назад, к Пушкину, к тому, что открыли ему исследования о Пугачеве и что выразил он в “Капитанской дочке”. В историческом исследовании Пушкин показывает реального Пугачева – злодея и народного любимца. Поэтесса Марина Цветаева
Стихотворение «Чудная картина», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл «Снега» (1850 год).Относящееся к пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут «блестящий снег» и «белая равнина». Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, красоту.В произведении ярко прослеживаются основные мотивы - очарованность героя ночным пейзажем, мотив пути, возникающий в конце стихотворения, мотив человеческого одиночества, подчеркнутый холодной
"Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою... Печорин - это Онегин нашего времени".      В. Г. Белинский.     Онегин и Печорин — представители определенной исторической эпохи. В их делах и поступках авторы отразили силу и слабость своего поколения. Каждый из них — герой своего времени. Именно время определило не только их общие черты, но и различия.          Сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина бесспорно. Происхождение, условия воспитания, образование, формирование характеров - всё это общее для наших героев.     Это были начитанные и образованн