загрузка...
A+ A A-

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»

Сочинение 7 класс.

1 вариант.

В основу сюжета своей поэмы « Песня про купца Калашникова» Лермонтов положил действительное событие — упоминание о чиновнике Мясоеде-Вислом и его жене, которую обесчестили опричники царя. Исторический сюжет «Песни...» соединяется с фольклором. В образе главного героя произведения отразились черты героев народной поэзии — Калашников способен к бунту, он олицетворяет героическое национальное начало, является выразителем народных представлений о   чести, правде, достоинстве. Кирибеевич — царский опричник и в своей вседозволенности напоминает тех, кто служил царю. Использовав и переработав источники, Лермонтов написал свое произведение.

Многие сцены лермонтовской поэмы заставляют вспомнить народные песни. Например, о Мастрюке Темрюковиче, вызвавшем недовольство грозного царя тем, что на веселом пиру «хлеба-соли не ест», «зелена вина не кушает»; о могиле Степана Разина меж трех дорог, привлекающей внимание прохожих: старый помолится, молодой «в гусли наиграется».

Повествование «Песни...» ведется от имени гусляра-скомороха. Произведение Лермонтова начинается с запевки и заканчивается славлением, здесь используются народные обороты речи. Это отрицательные сравнения:

 

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие...

 

Это повторы:

 

И ударил впервой купца...

И ударил его посередь груди...

 

Это «перехваты» — повторение в начале следующей строки конца предыдущей:

 

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто соседка во сыром бору...

 

Лермонтов использует характерные для народной поэзии постоянные эпитеты: конь добрый, сабля вострая, смерть лютая, солнышко красное, очи соколиные.

Вся «Песня...» пронизана народной поэтикой: это эпическая детализация описаний (смерть Кирибеевича), частые ласкательные и уменьшительные суффиксы (головушка, лебедушка). В духе народной поэтики выдержана и ритмика «Песни...»: количество слогов в стихе меняется от 7 до 14), преобладают анапестические зачины: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич», дактилические окончания («Над Москвой великой, златоглавою»), В. Г. Белинский отмечал, что Лермонтов «вошел в царство народности как ее полновластный властелин»; он свободно, творчески усвоил ее элементы и создал из них произведение, отличающееся глубокой оригинальностью. «Песня...» гармонически сочетает непосредственность народной поэзии с глубиной идеи, с психологизмом зарисовки образов, с исторической достоверностью картин старины.

 

2 вариант

Русский поэт М. Ю. Лермонтов часто черпал идеи для своих произведений из устного народного творчества. На Кавказе, куда он был сослан за стихотворение на смерть Пушкина, Лермонтов создал «Песню про купца Калашникова», которая по стилю похожа на народный сказ.

Свою поэму автор назвал « песней », потому что она написана в духе народной поэзии. Для нее характерна неспешность повествования, в ней есть зачин и концовка, повторы, слова-синонимы, эпитеты, характерные для фольклорных произведений («брови черные», «дума крепкая», «сердце жаркое», «слово грозное», «добрый молодец», «копье бусурманское»). Композиционная форма народной исторической песни обусловила систему изобразительно-выразительных средств поэмы, ее ритмико-мелодичный строй (народный тонический стих). Характеры действующих лиц в «Песне...» раскрываются в поступках, в поведении, в отношениях с другими героями. Так, например, о различиях в характерах купца Калашникова и опричника Кирибеевича мы можем судить по тому, как каждый из них ведет себя в сцене кулачного боя. Кирибеевич «на просторе... похаживает, над плохими бойцами подсмеивает». Для опричника жизнь — одна забава. Он человек страстей и эмоций, для него и смертный бой как потеха. А Калашников выходит биться «за святую правду-матушку», за семейные ценности, за честь. Услышав обвинения купца в свой адрес, Кирибеевич испугался, потому что знал о своей вине и осознавал ее.

Образ купеческой жены Алены Дмитревны близок к народному идеалу женщины. Описание ее внешности соответствует русским народным представлениям о женской красоте:

 

Ходит плавно — будто лебедушка;

Смотрит сладко — как голубушка;

Молвит слово — соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе Божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются...

 

Алена Дмитревна верна своему мужу, ласково обращается к нему, у него просит защиты от позора. Образ купца Калашникова близок к народному идеалу. Так же как герои народных былин и сказаний, Степан борется за честь и справедливость, отстаивает вечные ценности. «Песня про купца Калашникова» написана М. Ю. Лермонтовым в стиле песни-повествования певцов-гусляров, которые поют славу купцу и осуждают несправедливое решение царя.


Это вовсе не комедия, это дело очень серьезное. Мольер Желание каждого человека выбиться в жизни — стать лучше, умнее, богаче, вполне понятно. Достойно уважения его стремление подняться на ступеньку выше. Главное здесь — не выглядеть смешным, подражая лишь каким-то внешним признакам и ос­таваясь внутренне все на том же уровне. Вот и герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» господин Журден поставил себе целью «перебраться» из мещанского со­словия в дворянское — стать дворянином. Он хочет сразу всего: и знатности, и образованности, и деликатных манер, и общей культуры, и следования моде,
Тема любви является главной в творчестве Ивана Александровича Бунина. «Солнечный удар» - один из наиболее известных его рассказов. Анализ данного произведения помогает выявить взгляды автора на любовь и на ее роль в судьбе человека. Что характерно для Бунина, он акцентирует внимание не на платонических чувствах, а на романтике, страсти, желании. Для начала 20 века это можно считать смелым новаторским решением: никто до Бунина открыто не воспевал и не одухотворял телесные чувства. Для замужней женщины мимолетная связь была непростительной, тяжким грехом. Автор утверждал: «Всякая любовь – вели
Особенности художественного мироощущения Пришвина. «Моя литература — это моя собственная жизнь», — сказал Пришвин. И это действительно так: по сути, все созданное им — это художественно переосмысленный его жизненный путь и духовные искания. Всю жизнь он писал одну книгу — о самом себе, лишь одно произведение не имеет ничего общего с личной его судьбой — повесть «Серая Сова», об американском индейце, — все же остальное вобрало в себя его опыт, наблюдения, раздумья. Трудно назвать другого писателя, у которого так органично слилась бы личная жизнь с творчеством.Пришвин считал, что, «для того что
Байрон является одним из известнейших представителей романтического течения в поэзии XIX века. Жизнь этого необыкновенного человека является как бы подстрочником к его творчеству, стихам. Если знатный англичанин, лорд, правда, из обедневшей семьи, гибнет на чужбине, устав от борьбы за счастье чужого народа, это уже что-то да значит. Несмотря на то, что Байрон считается типичным представителем романтического направления в западноевропейской литературе, его стихи заметно отличаются, скажем, от поэзии его земляка Саути или француза Гюго. Романтический герой Байрона не убегает от жизненных неуря
Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в 1890 году, 29 января. Он рос в творческой атмосфере, которая благотворно повлияла на развитие его таланта. Родители – пианистка и художник – часто принимали у себя видных деятелей русской культуры. Благодаря близкому другу семьи, композитору Скрябину, именно музыка оказала наибольшее влияние на будущее творчество Пастернака.В 1903 году юноша упал с лошади и сломал ногу. Из-за этого Пастернак на всю жизнь остался хромым, хотя и скрывал как мог своё увечье.Борис становится учеником Пятой Московской гимназии в 1905 году. Он продолжает заниматься музы