загрузка...
A+ A A-

ГУМАНИЗМ ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»

Сочинение 7 класс.

1 вариант.

«Повести Белкина» проникнуты гуманизмом, в своей основе они оптимистичны. В «Повестях Белкина» выдуманные чувства, навеянные чтением романтических книг, проверяются самой жизнью. Иллюзии сталкиваются с действительностью, которая в конечном счете оказывается неожиданнее самых замысловатых литературных сюжетов.

С наибольшей силой пушкинский гуманизм раскрылся в повести «Станционный смотритель ». На совершенно новой основе Пушкин продолжает здесь разработку образа «маленького человека», начатую еще сентименталистами. Новое в образе станционного смотрителя Самсона Вырина — пробуждение в нем человеческого достоинства и начало протеста. Обиженный судьбой и людьми, Самсон Вырин стал обобщением страдания, бесправия. За образом Вырина появилась галерея подобных художественных типов — Башмачкина в «Шинели» Гоголя, Девушкина в «Бедных людях» Достоевского.

В «Станционном смотрителе» с глубоким сочувствием рассказывается о бедном чиновнике, «сущем мученике четырнадцатого класса». Все авторское сочувствие безраздельно отдано Самсону Вырину. В повести поставлена большая общечеловеческая проблема, связанная с вечным вопросом об «отцах» и «детях». Финал повести носит примирительный характер: Дуня, пришедшая на смиренное деревенское кладбище, бросилась на могилу отца и «лежала долго». В ее душе сохранилось высокое нравственное чувство — чувство вины перед отцом. Несчастный Вырин заплатил слишком большую цену за стремление дочери стать счастливой.

Тема «маленького человека», поднятая Пушкиным в «Станционном смотрителе», очень важна.

То, о чем писал Пушкин, — это вечные вопросы. В центре его произведений всегда стоит человек, а главная задача — изображение характера, образа жизни, быта человека. И все, что занимало людей тысячу лет назад — вопросы любви, свободы, чести, долга, смерти, бессмертия, будет волновать их до тех пор, пока будет существовать человеческий род. А литература помогает решать эти вопросы.

 

2 вариант

В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин обращается к теме « маленького человека ». Вначале произведения автор знакомит нас с жизнью станционных смотрителей, с тяжестями и унижениями, которые им приходится терпеть каждый день: «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?.. Покою ни днем, ни ночью... В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».

Но несмотря на то унизительное отношение, которое они терпят от других, эти «люди мирные, от природы услужливые...». Далее автор рассказывает нам историю смотрителя Самсона Вырина. Это был добрый человек, единственная радость которого заключалась в его дочери — красавице Дуне. Но однажды у смотрителя в доме остановился гусар. Он притворился больным и дочь Вырина ухаживала за ним.

За доброту смотрителя гусар отплатил подлостью: он соблазнил и увез без ведома отца Дуню. Правда, мы не можем утверждать, что гусар злой человек. По всему видно, что Дуня уехала по собственному желанию и счастлива с ним. Но ведь этого не может знать бедный отец. Зато он хорошо знает другое — как в таких случаях обычно бывает: «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою». То, чего боится Вырин, — реальность. Автор заставляет читателя не просто жалеть смотрителя и сочувствовать его горькому одиночеству, но еще и задуматься о том, что тот мир, в котором живут Вырины, устроен далеко не лучшим образом.

В своей повести А. С. Пушкин учит нас глубоко уважать людей, несмотря на их положение в обществе, на социальный статус. Каждый человек достоин того, чтобы к нему относились внимательно и с уважением. Мир, в котором мы живем, и так достаточно жесток. Чтобы хоть немного изменить его, мы должны стремиться к гуманности и состраданию.

загрузка...

В переломную эпоху начала 20 века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря нравственных ориентиров. Поэтому именно в это время предназначение поэта становится особенно важным.     Поэзия Серебряного века находится в поиске новых тем, образов, новых поэтических форм, но у нее есть главное – яркие, самобытные неповторимые личности самих поэтов. Одним из таких творцов является, бесспорно, Валерий Яковлевич Брюсов.     Его стихотворение «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Форма произведения понятна из названи
Лесной доктор Это же дятел, лесной доктор, ритмично выстукивает звуки, которые проносятся по всему лесу! Маленькая птичка с нарядным ярко-красным хохолком, головка и спинка черные. На черных крыльях белые полоски и пятнышки. «Прилетели уланы, серые жупаны, красные шапочки: рубят пень на шепочки». Эту загадку нередко загадывают бабушки своим внукам. И придумана она о дятле. Как только его не называют - и «скорой помощью», и «лесным доктором», и «санитаром деревьев». А все потому, что крепким и неутомимым клювом-молоточком он целый день выстукивает стволы деревьев. Сядет дятел на ствол дерева, о
Толстой — это целый мир.     А. М. Горький     Не перестаешь восхищаться талантом великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Каждый раз, перечитывая его произведения, приходишь к мысли — какой великий дар, какое гигантское чувство слова было заложено в этом человеке. Образы, созданные Толстым, до сих пор живут и волнуют наше воображение. Наверное, ни один писатель не оставил такой яркий след в культуре конца XIX века. Его произведения по праву вошли в сокровищницу русской литературы. Одно из таких произведений — рассказ “После бала”. Он основан на реальных событиях того времени: все
Рассказ был напечатан в газете «Правда» в канун 1957 г. Композиция — рассказ в рассказе. Повествователь передает историю своего случайного знакомого, шофера Андрея Соколова, произошедшую в первую послевоенную весну. Автору в этом рассказе принадлежит важная роль. Большой любовью и уважением пронизан рассказ автора о жизни и героическом подвиге Андрея Соколова: «И хотелось бы думать, что этот русский человек несгибаемой воли выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина», — такими словами
Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека. М. Горький. На дне Публика сразу и безоговорочно приняла замечатель­ную пьесу М. Горького «На дне». Этот невероятный успех можно объяснить глубиной идейного содержания, освеще­нием острых социальных вопросов в этой пьесе, героями которой впервые в литературе и в драматургии стали бо­сяки — в том виде, в каком изобразил их Горький. «На дне» жизни мы встречаемся не с жалкими и бесполезными, никчемными людьми, какими их привыкли изображать, а с людьми гордыми, имеющими определенную философию, с насмешкой относящимися к эксплуатат