загрузка...
A+ A A-

ОПИСАНИЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ В «ЗАДОНЩИНЕ»

Сочинение 7 класс.

1 вариант.

Одному из величайших в России событий — Куликовской битве, которая произошла в 1380 году и ознаменовала собой начало противостояния Руси Орде, посвящены произведения древнерусской литературы. Это обширная летописная повесть «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», написанное, вероятно, в начале XV века. В этих литературных памятниках навечно запечатлена победа русского народа в Куликовской битве, унесшей столько человеческих жизней, что по своим масштабам и значению для дальнейшей судьбы русского народа ее можно сравнить с Бородинским сражением 1812 года.

«Задонщина» дошла до нас в шести списках, которые сохранились частично. В далеком XIV веке произошла знаменательная Куликовская битва, в которой русские войска под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского нанесли сокрушительное поражение татаро-монгольским войскам.

«Задонщина» — поэтический пересказ этих событий. Автором произведения был рязанский священник Софоний, происходивший из брянских бояр.

Произведение создано под впечатлением битвы, в которой русские князья одержали победу. Автор был образованным человеком, с поэтическим складом ума. Он любил свою землю, воевал за нее, был, наверное, в числе приближенных князя.

Ярко изображена автором сама Куликовская битва: «...бились с утра до полудня в субботу на Рождество святой Богородицы». Русские князья быстро и стремительно, как соколы, кречеты и ястребы, напали на «силу татарскую» — «несметные стада гусиные и лебединые». «И ударили копья каленые о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы хиновские...» Черная земля усеяна «костями татарскими», «а кровью их земля залита». Настолько мужественно и грозно сражались воины, что растоптаны холмы и луга, «а реки, потоки и озера замутились». «Поганых татар» одолели «русские сыновья», которые бились так, что «непрерывно молнии сверкали и гремели громы великие». Отомстили русские татарам «за свою великую обиду». И «Русь великая одолела рать татарскую на поле Куликовом, на речке Непрядве».

Софоний не стремился дать исторически точное и обстоятельное изображение всех событий, связанных с Куликовской битвой, о многих эпизодах он вовсе умолчал. Но в его повествовании переданы глубокие впечатления от страшных потерь, понесенных на Куликовом поле русскими войсками, чувства торжественной радости от победы, одержанной над Мамаем, и благодарности всем сложившим «за землю Русскую и веру христианскую» головы.

 

2 вариант

«Задонщина» — замечательный памятник литературы XIV века, возвращающий нас в далекие времена Куликовской битвы. Эта битва ознаменовала собой начало противостояния Руси Орде и унесла много человеческих жизней. В « Задонщине» о великой битве рассказывает современник этих событий Софоний, рязанский священник. Его повествование проникнуто глубокими впечатлениями от боя.

Из «Задонщины» мы узнаем о храбрых князьях Дмитрии Ивановиче и его брате Владимире Андреевиче, снарядивших против татар своих воинов, многие из которых, «заслужив честь и славу мира этого, головы свои положили за землю за Русскую и за веру христианскую». Ведь на родину упала тень большой беды — «то поганый Мамай пришел на Русскую землю и воинов своих привел».

Своим поэтичным языком и былинным изображением героев и событий «Задонщина» близка к устному народному творчеству. И мы понимаем, что если автор говорит, что «грозные тучи сошлись, а из них непрерывно молнии сверкали и гремели громы великие», то это означает, что бой шел не на жизнь, а на смерть. Русские богатыри в былине сравниваются с соколами, кречетами и ястребами, а «великие силы поганого царя Мамая» предстают перед нами как «несчетные стада гусиные и лебединые» или как разъяренные «серые волки». Битва была очень жестокая — «и трава кровью залита была, а деревья от печали к земле склонилися». Но мужество и любовь к родине не позволили русским воинам отступить, хоть потери их были велики.

Впечатляет описание поля боя после окончания битвы: «ни пахари, ни пастухи в поле не кличут, лишь вороны не переставая каркают над трупами человеческими, страшно и жалостно было это слышать тогда...»

Гордый дух и мужество — отличительные черты русских воинов во время тяжкого боя. Они не могут смириться с мыслью, что родная земля страдает от ига захватчиков: «Не рождены мы на обиду ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому этому Мамаю!»

Читая «Задонщину», мы проникаемся гордостью и уважением к защитникам Руси, а яркие картины боя надолго остаются в нашем воображении.

загрузка...

А. С. Пушкин — непревзойденный мастер лирических произведений, которые он писал на протяжении всей своей недолгой жизни. Мотивы лирики поэта, глубина мыслей и чувств в каждом стихотворении разнообразны. Это и патриотическая вольнолюбивая лирика, лирика дружбы и, наконец, лирика любви.     Тема любви к женщине звучит во многих произведениях и представлена многогранно: любовь — чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления, любовь как мимолетное влечение, любовь человека, умудренного жизнью, любовь и чувства, сопутствующие ей (радость, печаль, грусть, ревность и т.д.
Мама мне часто задает вопрос — кем я хочу быть? Я знаю ответ на этот вопрос, я уже определился в выборе, но маме не рассказываю. Почему? Потому что я хочу быть автогонщиком, как Шумахер! А маме я не рассказываю, потому что берегу ее. Она будет постоянно волноваться и нервничать из-за меня, а мне этого не хочется. Я люблю скорость, когда ветер врывается в салон машины, хлещет по лицу и пытается навязать мне свое представление о стильной прическе. Я люблю запах бензина, без которого машина просто пахнет нерабочим металлом. Бензин — кровь автомобиля. Мне нравится, когда руль слушается любого дви
И. Бунин и А. Куприн жили и творили в непростые для России времена. Может быть, поэтому так своеобразны их взгляды на жизнь. Постараемся разобраться, в чем писатели видят горечь и сладость человеческой жизни.     “Я хочу говорить о печали”, — писал Иван Алексеевич Бунин. Горечью пронизаны все его произведения. В его представлении мир — это бездна, трясина, пучина. Человеческая жизнь рядом с этой бездной так же ничтожна, как скорлупка корабля на штормовой волне. Рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско” напоминает притчу. Богатый 58-летний американец, имени которого “никто не запомнил”, “на ро
Для А.С. Пушкина настоящий человек — это человек, обладающий добротой, простотой, бескорыстием, душевной красотой, неразрывно связанный с народом, понимающий природу и искусство.     Всеми этими качествами обладает любимая героиня Пушкина — Татьяна Ларина. Образ Татьяны дается Пушкиным в развитии. Впервые мы встречаемся с ней среди сельской глуши, в кругу людей, не понимающих ее тонкую натуру. Татьяна Ларина — это печальная, молчаливая девушка. Но, несмотря на это, своей простотой и сердечностью она привлекала всех. Татьяна делает все так, как подсказывает ей сердце. Эта чистота и невинность з
Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в “жизненное творчество добра”, в “мир и свет”, хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории “зарю прогресса человечества”. Писатель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей “экономить свою природу”, “выключать сознание”, переходить “изнутри вовне”, не оставляя в душе ни единого “личного чувства”, “терять ощущение самого себя”. Он понимал, почему “жизнь на время оставляет” того или иного человека, подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему “неугасимая жизнь” то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мр