загрузка...
A+ A A-

Cочинение на тему: «Демон» Пушкина и «Демон» Лермонтова

«Демон» Пушкина пленил воображение юноши Лермонтова. Уже в 1829 году он пишет стихотворение «Мой демон» и тогда же задумывает поэму, над которой будет работать всю жизнь. В 1830-1831-х годах создается новая редакция «Моего демона», в которой поэт пророчески писал: «И гордый демон не отстанет, Пока живу я, от меня, И ум мой озарять он станет Лучом чудесного огня».

Но к 1835 году философия демонизма начала тревожить и беспокоить Лермонтова. Не случайно после 1833 года, когда была закончена четвертая редакция «Демона», он надолго оставит поэму. В то же время герой «Маскарада» Арбенин, как утверждают все исследователи,- это демон, «сошедший в быт». Но возникает существенный вопрос: зачем Лермонтову нужно было показывать демона в быту? К сожалению, ответа на этот вопрос нет. А он необходим, ибо в нем, в сущности, ключ к пониманию громадного содержания драмы и значения опыта изображения Арбенина-демона для дальнейшей судьбы поэмы «Демон».

Решение Лермонтова спустить героя с космических высот в реальный мир, да еще в светское столичное общество, придать условному, абстрактно-философскому образу, носителю демонических черт, характер русского человека, принадлежащего к поколению молодых дворян 1830-х годов, было смелым творческим актом.

Задумав драму, работая над нею, Лермонтов не создавал иллюстраций к теоретическим постулатам - он художественно исследовал судьбу поколения, лучшие люди которого определяли свое поведение, свой жизненный путь философией романтического героя - сильной, гордой, независимой, одинокой личности, находящейся в противоречии с обществом, носительницы демонического начала. Проблема мести важнейшая в демонизме, в философии романтического героя. Но понятие мести не однозначно, Лермонтов требует от читателя внимания к тому, как обосновывается и как осуществляется месть Арбениным. Месть как наказание обидчика, как отказ от подлой покорности злу и его носителям, от духовного рабства и убивающего личность равнодушия ко всему предстает спасительной в современных условиях, она выводит человека на путь активной борьбы за справедливость.

В чем причина, возможность такого расхождения теории и практики в понимании мести как принципа поведения, морали? Лермонтов объясняет: в индивидуализме, в демонизме Арбенина, в эгоистической природе философии романтического героя. Он действительно ненавидит зло, господствующее в обществе. Но война Арбенина с обществом носит индивидуалистический характер. Отстаивая свою независимость, он защищает себя и только себя. Не уважая окружающих, он болезненно чуток к их мнению. Впрочем, это даже не чуткость, а мнительность - он страшно боится, что над его поступком, его словами посмеются, что он в глазах «толпы» окажется смешным. Он злобно говорит себе: «О нет, я не таков… Позора целый час На голове своей не потерплю я даром».

Вот это «не потерплю» и выражает разрушающую личность стихию эгоизма. Не потерплю и накажу! Я презираю все законы людей и природы. Месть - вот мой закон. Я сам судья и палач - сам осуждаю и сам привожу приговор в исполнение. Лермонтов раскрывает трагизм демонизма, философию поведения романтического героя.

Спустив демона в быт, Лермонтов в результате художественного исследования своего поколения приходит к выводу, что и лучшие его представители, обладающие скептическим и аналитическим умом, бунтарски настроенные к злу и несправедливости, исповедующие философию романтизма,- даже они теснейшим образом связаны с тем миром, в котором живут и который столь яростно и искренне презирают.

Демон Арбенин, раскрытый в своих страстях и поступках, совершаемых в реальном петербургском аристократическом обществе, обнажил гибельность для личности романтической философии человека, которая в 1830-е годы утверждала себя в форме демонизма. Не принимая общественного устройства, основанного на началах несправедливости, зла и насилия, демонизм, отстаивая свободу и независимость человека, воспитывал ненависть не к реальным носителям зла, не к обстоятельствам, его порождающим, но к человечеству. Эта ненависть ослепляла носителей демонизма, формировала неверие в людей вообще и даже в близкого человека; в конечном счете она обрекала на одиночество, в душной атмосфере которого и рождалось чувство своего превосходства, своей исключительности, питавшее эгоизм. I Философия демонизма дерзко отрицала общество зла и насилия, но вопрос о том, что порождает такое общество, ею даже не ставился.

Лермонтов уже в «Маскараде» понял трагизм романтической философии человека, бессильной объяснить, откуда и почему появляется и торжествует зло. В ту пору только реализм мог осуществить эту задачу, и ее уже осуществлял Пушкин-реалист. Так естественно определилось обращение Лермонтова в пору создания «Маскарада» к Пушкину, стремление активно осваивать его опыт. Пониманию пагубности эгоизма способствовала сама действительность, «страдавшая вокруг» (Герцен). Но огромную роль в этом драматическом процессе прозрения сыграл Пушкин. Пушкин сопровождал Лермонтова всю жизнь. В юности он был учителем, от которого юный поэт жадно усваивал романтические идеалы, понимание человека.

Другим властителем дум начинающего поэта был Байрон, его трагический, презирающий человечество мрачный герой - Гяур, не верующий ни во что - ни в бога, ни в людей, он привлекал, властно звал за собой смятенную душу юноши-поэта. Поэтическая формула Пушкина, которой он определил убеждения и поведение сильного, смелого человека, мятежника и борца -»преступник и герой»,- многое открыла Лермонтову. Романтический герой, ненавидящий зло, презирающий законы людей и природы, должен преступить, нарушить эти законы. Преступая через них, сильный и мятежный человек делается героем.

Для Лермонтова, как и для Пушкина, Наполеон - «великий человек», «изгнанник вселенной», «властитель дум». В ранних стихотворениях Лермонтов славит Наполеона, видит в нем романтическую сильную личность одинокого героя. Слова Пушкина о Наполеоне: «Ты человечество презрел» («Наполеон» - «Чудесный жребий совершился…») воспринимались юношей положительно - так и должен поступать истинный герой.


План 1. Книги – наши друзья. 2. Любите читать: а) наши любимые книги; б) знакомство с Маленьким принцем; в) «Главного глазами не увидишь». 3. Философская сказка Сент-Экзюпери «Маленький принц» и XXI век. Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством. М. Горький Книги окружают нас с детства. Они сопровождают нас всю жизнь. Они развивают у нас чувство красоты, расширяют наш кругозор, заставляют вместе с литературными героями радоваться, огорчаться или переживать. Книги поднимают нам настроение, нередко спасают от одиночества, помога
Николай Рубцов был одним из самых значительных поэтов своего времени. Его поэзия проникновенна, в ней чувствуется настоящая жизнь, подлинность чувств. Поэзия Рубцова по-своему сложна, в ней скрыт глубокий смысл.     Когда мы читаем стихи этого поэта, создаётся ощущение, что их никто не создавал, что художник только взял их из жизни родного языка. Тематика его лирических произведений разнообразна, хотя многие оценивают Рубцова только как «деревенского поэта». Он пишет о городе и деревне, о любви, о море, размышляет над философскими проблемами.     Рубцов наследует традиции классической поэзии.
Я представляю себе светлый, залитый солн­цем кабинет. На окнах — жалюзи, которые позволяют регулировать количество света, по­толок и стены окрашены в тёплые тона, кру­гом цветы. Кондиционеры освежают воздух.На каждом ученическом столе — компью­тер, лампа, хорошо освещающая рабочее мес­то. Внизу — массажный коврик для ног и ма­ленькая тумбочка для обуви: разулся, убрал туфли — и между делом во время урока раз­минай ступни. Словом, всё для здоровья и ни­чего против него.На центральной стене — лазерная доска и экран для слайдов. Справа — рабочее место учителя: большой стол, на нём — компьютер, пр
Роман Ф.М.Достоевского был создан в 1866 году. В «Преступлении и наказании» отразилась страшная действительность России середины XIX века. В стране обострились социальные противоречия, революционные организации были разгромлены, крестьянские бунты – подавлены. В обществе остро встали вопросы: куда идти, по какому пути развиваться. Мыслящие люди создавали новые теории, искали «свежие» идеи. Главный герой романа Достоевского – один из тех, кто мучительно искал в жизни «точку опоры». Он учился в университете, у него была семья, мать и сестра. Раскольников общался с умными, порядочными людьми, нап
Фонвизин в пьесе «Недоросль» воплотил только свое представление о «честных людях», какими они должны быть, но и свои наблюдения над теми, в ком он видел их живое олицетворение. Конкретность биографии “Стародума единственного из действующих лиц комедии, чья жизнь может быть прослежена в своих основных вехах,- возможность установления некоторого различия во взглядах между ним и Правдиным, наличие реальных черт передового русского офицерства в образе Милона. Все это указывает на то, что писатель старался избежать безличности в их обрисовке, пытался их индивидуализировать. Тем не менее, очевидно в
Сейчас смотрят:{module Лермонтов:}