загрузка...
A+ A A-

Героиня «восточной повести» Лермонтова «Демон» - сочинение

Самое сокровенное творение Лермонтова, «Демон» в сущности является опытом самопознания поэта, а условные герои и ситуации произведения — способом непосредственного переживания кардинальных проблем человеческого существования. Сюжет повести строится на взаимодействии двух персонажей, представляющих взаимоисключающие миры, — «неба» и «земли». Небожитель Демон, наделенный бессмертием, обольщает земную женщину Тамару и история их любви завершается смертью героини.

В отличие от фантастического героя Тамара предстает в произведении как будто реальным лицом. Но такое впечатление обманчиво. В портрете героини нет ничего индивидуального. Он составлен из обобщенных представлений о женской красоте: божественная ножка, влажный (т.е. глубокий, таинственный ) взор. Подчеркнуты бесплотность, нематериальность всех проявлений ее существа: ножка в танце «скользит, плывет», ее улыбка более неуловима, чем «играющий во влаге зыбкой» лунный луч.

В характеристике Тамары важен мотив «детской» незащищенности, ясности, цельности, противопоставленных мучительной сложности сумрачного Демона. Песня Т., перевернувшая судьбу героя, построена на скоплении гласных, многократном использовании ласкающего звука «л». Прекрасная, чистая душа без всяких усилий изливается в потоке летящих нежных звуков. Качества Т.: женская прелесть, неискушенность и чистота, душевная гармония — складываются в архетип романтического представления об идеальной красоте и совершенстве. В некотором отношении Т. Лермонтова не более реальна, чем Демон; и в то же время гораздо более реальна для поэта, чем реальная жизнь. Если Демон снится Т., то и Т. тоже снится герою.

Услышав песню Т., Демон вдруг постигает, что ее образ был запечатлен в его душе по крайней мере «с начала мира», именно с тех пор ему «имя сладкое звучало».

Семантика «сладкого» имени Т.— финиковая пальма. С этим деревом связано представление о юге как стороне света. Юг вообще ассоциируется с солнечным светом, теплом, роскошью красок, избыточностью проявлений сверх возможностей жизни. В «Демоне» «юг» выявляется в любовной страсти Т. Ее чувство изображается как нарушение нормы, как болезнь и наваждение. Метафора «пожар любви» раскрыта буквально: подушка жжет, пылает грудь, туман в очах, нет сил дышать. Лермонтов подчеркивает невозможность четкой обрисовки происходящего с героиней, т.к. оно выходит за пределы материального и видимого. Т. испытывает «невыразимое смятенье», мучается «неотразимой мечтой», ее душа «рвет свои оковы».

Имя героини позволяет сопоставить отношения Демона и Т. с сюжетом лирического стихотворения «На севере диком», в котором сосне «снится» прекрасная пальма. Стихотворение представляет классическую для поэзии романтизма модель, в которой противоположности разведены во времени и пространстве, но стремятся друг к другу для воплощения целого (абсолюта). На одном полюсе в этой модели — холод, север, угрюмость, глубина знания, одиночество, страдание; на другом — юг, тепло, солнечный свет, яркость красок, доверчивость и ясность.

«Восточная повесть» завершается картиной смерти Т. Она в гробу «как пери спящая мила», цвет ее лица хранит теплоту живых красок, взор как будто дремлет под ресницами. Странная улыбка замерла на устах Т.— она сродни . закатному лучу, золотящему перед наступлением ночи снега Кавказа. В изображении мертвой Т. Лермонтов передает загадочную красоту, таинственную непостижимость смерти, в эстетике романтизма неразрывно связанной с любовью.

Что же касается психологического аспекта образа Т., то он исключительно серьезен. Лермонтов обратился к исследованию глубин человеческой психологии и показал, что даже такая ангельски чистая, неиспорченная душа, как Т., ничем не может защитить себя от Демона, беззащитна перед ним и — более того — неудержимо стремится к нему. Лермонтов показывает притягательность зла для человека. Душа Т., терзаемая страстью к Демону, описана как поле столкновения, трагического противоборства Добра и Зла. Эта тема в дальнейшем станет центральной в творчестве Ф.М.Достоевского.


План 1. Книги – наши друзья. 2. Любите читать: а) наши любимые книги; б) знакомство с Маленьким принцем; в) «Главного глазами не увидишь». 3. Философская сказка Сент-Экзюпери «Маленький принц» и XXI век. Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством. М. Горький Книги окружают нас с детства. Они сопровождают нас всю жизнь. Они развивают у нас чувство красоты, расширяют наш кругозор, заставляют вместе с литературными героями радоваться, огорчаться или переживать. Книги поднимают нам настроение, нередко спасают от одиночества, помога
Николай Рубцов был одним из самых значительных поэтов своего времени. Его поэзия проникновенна, в ней чувствуется настоящая жизнь, подлинность чувств. Поэзия Рубцова по-своему сложна, в ней скрыт глубокий смысл.     Когда мы читаем стихи этого поэта, создаётся ощущение, что их никто не создавал, что художник только взял их из жизни родного языка. Тематика его лирических произведений разнообразна, хотя многие оценивают Рубцова только как «деревенского поэта». Он пишет о городе и деревне, о любви, о море, размышляет над философскими проблемами.     Рубцов наследует традиции классической поэзии.
Я представляю себе светлый, залитый солн­цем кабинет. На окнах — жалюзи, которые позволяют регулировать количество света, по­толок и стены окрашены в тёплые тона, кру­гом цветы. Кондиционеры освежают воздух.На каждом ученическом столе — компью­тер, лампа, хорошо освещающая рабочее мес­то. Внизу — массажный коврик для ног и ма­ленькая тумбочка для обуви: разулся, убрал туфли — и между делом во время урока раз­минай ступни. Словом, всё для здоровья и ни­чего против него.На центральной стене — лазерная доска и экран для слайдов. Справа — рабочее место учителя: большой стол, на нём — компьютер, пр
Роман Ф.М.Достоевского был создан в 1866 году. В «Преступлении и наказании» отразилась страшная действительность России середины XIX века. В стране обострились социальные противоречия, революционные организации были разгромлены, крестьянские бунты – подавлены. В обществе остро встали вопросы: куда идти, по какому пути развиваться. Мыслящие люди создавали новые теории, искали «свежие» идеи. Главный герой романа Достоевского – один из тех, кто мучительно искал в жизни «точку опоры». Он учился в университете, у него была семья, мать и сестра. Раскольников общался с умными, порядочными людьми, нап
Фонвизин в пьесе «Недоросль» воплотил только свое представление о «честных людях», какими они должны быть, но и свои наблюдения над теми, в ком он видел их живое олицетворение. Конкретность биографии “Стародума единственного из действующих лиц комедии, чья жизнь может быть прослежена в своих основных вехах,- возможность установления некоторого различия во взглядах между ним и Правдиным, наличие реальных черт передового русского офицерства в образе Милона. Все это указывает на то, что писатель старался избежать безличности в их обрисовке, пытался их индивидуализировать. Тем не менее, очевидно в
Сейчас смотрят:{module Лермонтов:}