загрузка...
A+ A A-

Земной и потусторонний миры в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»

1. Понятие зла и добра
2. Трагедия Демона.
3. Возвращение к жизни.
4. Символичность центрального образа.

Критики называют поэму «Демон» венцом поэтического творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Над текстом этого произведения автор работал в течение десяти лет, за это время было создано восемь различных редакций поэмы.

В основе сюжета «Демона» лежит известное библейское предание о падшем ангеле Азраиле, который осмелился восстать против Господа и за этот проступок был навеки изгнан из райских кущ и превращен в темного духа, олицетворяющего извечное зло.

Понятие зла и добра Лермонтов трактовал по-своему. В литературе традиционным считается понимание добра как покорности Богу и добровольное следование его заповедям, а зла — как неповиновение Всевышнему и выбор неправедного пути. У поэта же, напротив, Господь не добрый владыка, а жестокий и прямолинейный тиран, а Демон — та сила, которая пыталась свергнуть его с престола.

В рассматриваемой поэме поменялись местами привычные нам понятия, зло и добро приобрели новый смысл, не соответствующий общепринятой морали православной религии. Демон, являясь, по сути, средоточием зла, вовсе не отрицает существующее в мире добро, но понимает его иначе, чем обычные люди. В соответствии с «традиционной» христианской моралью, добродетель означает смирение, покорность, а зло — противостояние этим правилам. Но для Лермонтова, напротив, добро является синонимом непокорности, борьбы, а виновником происходящего в мире зла становится сам Господь. Поэт искренне считает, что добрый и справедливый Бог никогда бы не создал такую Землю:
Где преступленья лишь да казни,
Где страсти мелкой только жить;
Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить...

Присутствие Господа ощущается в каждой строчке текста поэмы. Бога даже можно назвать одним из главных действующих лиц, несмотря на то что его присутствие незримо и неосязаемо. Именно о нем постоянно упоминают герои, лишь Всевышнего обвиняют в несправедливостях и преступлениях, совершаемых в земном мире, поскольку люди были сотворены по божественному образу и подобию:
... всесильный Бог,
Ты знать про будущее мог,
Зачем же сотворил меня?

Азраил так же, как и главный герой поэмы, Демон, является изгнанником. Это «существо сильное, но побежденное». Но в отличие от Демона наказание Азраила последовало не за бунт, а лишь за выражение недовольства — заскучав в полном одиночестве, он осмелился упрекнуть Всевышнего в том, что тот зачем-то создал его намного раньше людей. Разгневанный Господь, узнав об этом, не замедлил наказать непокорного:
Переменил звезду свою;
Как дым рассыпалась она,
Рукой Творца раздроблена;
Но смерти верной на краю,
Взирая на погибший мир,
Я жил один, забит и сир.

Демона же в отличие от Азраила наказали «по заслугам»: он не просто высказывал свое несогласие с Богом, но и активно противостоял ему. И за это наглого бунтовщика ждало страшное наказание. «Добрый» Господь не только немедленно изгнал ослушника из рая, но и полностью уничтожил его сущность, его душу, испепелив ее проклятием и сделав пустой и мертвой. Кроме того, на Демона была возложена полная ответственность за все зло и несправедливость, творящиеся в земном мире. Подчиняясь воле Господа, Демон «жжет печатью роковой» все, до чего может дотронуться его рука, став беспощадным «орудием зла». И в этом заключается ужасная трагедия главного героя поэмы:
Помчался - но куда? Зачем?
Не знаю... прежними друзьями
Я был отвергнут; как эдем,
Мир для меня стал глух и нем.

Сильная любовь, внезапно появившаяся и оживившая мертвую душу Демона, вспыхнувшая в ней чарующим огнем, стала причиной возвращения несчастного изгнанника к полноценной жизни. Танцующая красавица Тамара сумела теплом своей души, своей красотой оживить «немой души его пустыню»:
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!

В пробудившейся душе Демона вновь всколыхнулись давно похороненные теплые чувства. Он мечтал о том, чтобы душа его осталась навсегда живой, могла воспринимать все радости жизни и, наконец, могла слиться с другой, родной и близкой душой в единой Любви. Чувства Демона к Тамаре распространились на все живое, окружающее его, он испытал потребность творить добро и по-новому взглянул на красоту земного мира. К нему вернулось то, что было отобрано всесильным Богом:
Он любовался - и мечты
О прежнем счастье цепью длинной,
Как будто за звездой звезда,
Пред ним катилися тогда.

Но, вновь обретя способность испытывать яркие чувства, Демон не выдерживает нахлынувших эмоций и, не справившись с ними, горько плачет:
Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!..

Демона привлекла не только яркая красота Тамары и ее танец. Он сумел разглядеть ее душу, живую, сочувствующую, способную понять его страдания.

Мистический смысл поэмы «Демон» органично сочетается с изображаемой поэтом земной реальностью. Данное произведение проникнуто глубочайшим психологизмом: в образе Демона Лермонтов объединил характерные черты многих своих современников. В 30-х годах XIX столетия уже существовали люди, которые стремились найти истину, выражали недовольство существующими порядками, искали пути избавления от рабства и гнета самодержавия. К сожалению, им было неведомо, какими путями можно прийти к Правде: рожденные в рабовладельческом государстве, они изначально были несвободными.

Демон — это не просто мистическая фигура, это реальный бунтовщик, одержимый страстью к разрушению, поддерживаемый собственной гордыней, протестующий против существующих порядков и законов, но при этом не находящий достойного противопоставления всему этому. Демон не виноват в несправедливости, творящейся на земле, но он уже отравлен этой несправедливостью, злом и ненавистью. Он стремится к людям, но одновременно презирает их низменную сущность.

Этот глубоко символический образ означает естественное разрушение отживших старых понятий, стремление к новому пониманию зла и добра, установлению новых, справедливых и всеобъемлющих законов. Именно поэтому поэма «Демон» не утратила своей актуальности и в настоящее время.


Александр БлокВЕТХАЯ ИЗБУШКАВетхая избушкаВся в снегу стоит.Бабушка-старушкаИз окна глядит.Внукам-шалунишкамПо колено снег.Весел ребятишкамБыстрых санок бег...Бегают, смеются,Лепят снежный дом,Звонко раздаютсяГолоса кругом...В снежном доме будетРезвая игра...Пальчики застудят, -По домам пора!Завтра выпьют чаю,Глянут из окна -Ан уж дом растаял,На дворе - весна!«Ветхая Избушка», анализТема - зимний пейзаж. Поэт любил писать стихи о красоте русской природы. Умело пользуясь словом, как пером, он всего лишь несколькими штрихами создавал полную и живую картину происходящего.Сюжет. Начинается стихотв
Мою самую близкую подругу зовут Маша. Мы начали дружить еще в первом классе, всегда с тех пор сидим за одной партой, все свободное время тоже проводим вместе. Мне так хорошо и легко с Машей! Она очень умная, добрая, справедливая. Красавицей мою подругу, наверное, назвать все-таки нельзя, но у нее очень привлекательная внешность. Лицо у Маши круглое, румяное, нос немного вздернут. Светлые русые волосы с золотистым оттенком непокорно вьются над высоким чистым лбом. Маша часто поправляет их рукой. Самое главное для меня в Машином лице - серо-зеленые большие глаза, окаймленные пушистыми черными ре
Рассказ Бунина «Цифры» написан в форме исповеди взрослого человека маленькому мальчику. Вот о чем идет в рассказе речь. Дядя, поссорившись со своим горячо любимым племянником Женей, пытается объяснить мотивы своего поведения по отношению к малышу. Ссора произошла вроде бы из-за пустяка. Дядя, приехав в гости к племяннику, пообещал ему купить в подарок пенал, книжки, цветные карандаши, а самое главное — обещал научить цифрам. Малыш, сгорая от нетерпения, требует немедленного исполнения обещанного. Но дяде не хочется идти в магазин сиюминутно и он говорит, что сегодня «царский день»,то есть выхо
М. Е. Салтыков-ЩедринПовесть о том, как один мужик двух генералов прокормилДва легкомысленных генерала на пенсии очутились на необитаемом острове. «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности». Однажды генералы проснулись — глядь, а они лежат на берегу и ничего нет ни на одном, ни на другом, кроме ночной рубашки да ордена на шее.Генерал, который служил учителем каллиграфии, был немного умнее другого. Он предлагает п
Книгу «Темные аллеи» принято называть «энциклопедией любви». И. А. Бунин в этом цикле рассказов пытался показать отношения двоих с разных сторон, во всем многообразии проявлений. «Темные аллеи» — любимое детище писателя, создававшееся много лет. Здесь воплотились размышления автора о любви. Это была та тема, которой Бунин отдавал все свои творческие силы. Книга столь же многогранна, как сама любовь. Название «Темные аллеи» взято Буниным из стихотворения Н. Огарёва «Обыкновенная повесть». Речь в нем идет о первой любви, не завершившейся соединением двух жизней. Образ «темных аллей» пришел оттуд
Сейчас смотрят:{module Лермонтов:}