загрузка...
A+ A A-

Cочинение на тему: Поэма «Демон» венец всей творческой жизни Лермонтова

Тоску любви, ее волненье,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора

Образно-смысловая структура «Демона» содержит в себе различные пласты и уровни. Их переплетение и взаимодействие обусловлено прежде всего смысловым богатством образа главного героя. Одним из отличий Демона от его литературных собратьев является многосторонность этого образа. Демон мятежен, непримирим, как мильтоновский Сатана. Он знающ и мудр, как байроновский Люцифер. По мощи отрицания он превосходит гетевского Мефистофеля. Он еще более соблазнительно прекрасен и вместе с тем коварен, чем герой Виньи. Но в нем есть к тому же неведомая этим героям неудовлетворенность – ее только миром, но и самим собой. Вместе с отрицанием и навязанным ему злом в нем живет жажда идеала.
И входит он, любить готовый,

Сложен и образ героини. Прежде всего образ Тамары воплощает в себе черты национального характера, отражая во многом драматизм положения и судьбы женщины в феодальной Грузии. В то же время он выступает как воплощение земной человеческой красоты в ее хрупкости и неповторимости. Это и символ всепоглощающей любви, преступающей все запреты; отражение духовного роста личности, перехода от полудетской гармонии неведения к познанию мира в его противоречивости. Образ Тамары имеет свое конкретное нравственно-психологическое и социально-философское содержание, которое, как и в случае с Демоном, раскрывается в сюжетно-композиционной структуре поэмы.
И вновь в душе его проснулся
Хочу я с небом примириться,
Он полон решимости начать жизнь иную:
Зарделся ревностию взгляд;
Без упованья и любви!

Поражение Демона не означает конечного утверждения правоты бога и созданного им мира. Нераскаявшийся Демон остается живым укором его дисгармоничности и неустроенности, не только прежним «надменным», но еще более ожесточенным и непримиримым противником неба. Невозможность обретения подлинно высокой жизненной цели, счастья вне связи с общим миропорядком переключало сюжетно-психологическое и нравственно-философское содержание поэмы в иной «регистр», связанный с проблемами социальными, конкретно-историческими, к которым современные Лермонтову читатели были особенно чутки.
С душой открытой для добра,
Один, как прежде, во вселенной,

Поэма «Демон» 8 редакций. Первая из них начата в 1829 г., последняя завершена в начале 1839 г. В основу сюжета поэмы положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против бога, изгнанном за это из рая и превращенном богом в духа зла. В художественной разработке образа «духа отрицанья и сомненья» Лермонтов имел немало предшественников. Это Сатана из поэмы Мильтона «Потерянный рай», Мефистофель из гетевского «Фауста», Люцифер из мистерии Байрона «Каин», падший дух из поэмы Виньи «Элоа», демон из стихотворений Пушкина «Демон» и «Ангел» и др. Вступая в творческое соревнование с литературными корифеями, Лермонтов поразительно рано наметил свою трактовку этого мирового образа, от редакции к редакции углубляя и совершенствуя его раскрытие.

Лермонтовский Демон воплощает в себе и мощь свободного разума, и другую созидательную и разрушительную силу – страсть. Противоречивое единство этих начал, напряженная жизнь духа, неискоренимое стремление к восстановлению гармонии, связи с миром, природой, людьми – и невозможность его осуществления сообщают этому образу не только трагизм, но и необыкновенную динамичность.
Мечты безумные свои,
«коварно усмехнулся,
Постигнул Демон в первый раз
И вновь остался он, надменный,
Хочу я веровать добру
Хочу любить, хочу молиться,

Именно в этот момент между Демоном и Тамарой становится бог в лице Ангела – «хранителя грешницы прекрасной». Устами Ангела бог напоминает Демону о тяготеющем над ним проклятии: «К моей любви, к моей святыне Не пролагай преступный след». Это один из существенных моментов сюжета, отчасти объясняющий вспыхнувшее в Демоне желание любой ценой удержать Тамару, не уступив ее богу. Поэт создает сложнейшую психологическую ситуацию, имеющую многообразный смысловой подтекст: в душе героя сосуществуют сразу несколько взаимоисключающих чувств и волевых импульсов. В ответ на смиренно-надменную речь Ангела злой дух

«Смертельный яд» поцелуя Демона настоян на ненависти и злобе, отравляющих даже такое животворное чувство, как любовь. Проклявший его за непокорность бог вложил ему в грудь эти чувства, превратив его в «зло природы»; он с новой силой возродил их в душе Демона в момент, когда тот уже готов был любить и «веровать добру». Таким образом, ответственность за гибель Тамары несет не только Демон, но и бог, сотворивший мир, в котором добро и зло так тесно переплетены. В любви Демону почудился выход из гнетущего одиночества и бесцельности существования, обретаемый ценою «невмешательства» в судьбы мира. Но возможно ли такое «отгороженное» от всего счастье? Венчают развязку поэмы стихи, не оставляющие сомнения в поражении Демона: И проклял Демон побежденный

- было одновременно и неподдельным движением смертельно уставшей души Демона и средством покорения Тамары. Демон действительно готов в эти мгновения близости к томившему его идеалу оставить мир «в неведенье спокойном». Но едва вступив в царство любви и гармонии, Демон разрушает его, умертвив Тамару первым же поцелуем.

Сюжетно-фабульный конфликт поэмы складывается из отношений Демона и Тамары. Однако в его развитие властно вмешивается третья сила в лице бога. Как персонаж бог не появляется в поэме ни разу. Но его присутствие сказывается в раздумьях героев, в действиях выполняющего его волю Ангела, наконец, в законах созданного им мира, определяющих в немалой мере судьбы главных персонажей. Развивающийся на втором плане повествования «мета-конфликт» между Демоном, Тамарой, с одной стороны, богом и созданным им миропорядком – с другой, наполняет содержание поэмы глубоким философским «сверхсмыслом». Встреча с Тамарой для Демона не залог «возвращенного рая», а новая ступень в его исканиях «с начала мира». С этого момента мотив возрождения к «жизни новой» превращается в сюжетный лейтмотив, хотя какое-то время Демон и остается прежним духом зла. В борьбе со своим соперником, властителем Синодала, он прежний «лукавый Демон», искушающий жениха Тамары «коварною мечтой». И после его гибели в Демоне идет упорная борьба между зарождающимся чувством любви и укоренившейся привычкой к злу. Но такова гуманистическая сила любви, неразрывно связанной не только с красотой, но и с добром, что Демон готов отказаться если не от зла вообще, то от «умысла жестокого» – обольщения хранимой богом Тамары. Постепенно чувство, которому он пытался поначалу сопротивляться, не веря в его возможность, достигает апогея:

В последующих словах монолога Демона – кипение и противоборство любви к Тамаре и «яда» жгучей, «старинной ненависти» к богу; непреклонность и смятение; злоба и коварство; предчувствие катастрофы и отчаянно-дерзкое устремление к ней. Тамара оказалась в эпицентре столкновения и взрыва этих «умыслов» и страстей. Увлекая и покоряя Тамару мощью и глубиной своих чувств, своих страданий, жаждой возрождения, Демон на какие-то мгновения оказывается и сам захваченным порывом к «жизни новой». И когда Тамара обращается к злому духу с просьбой дать клятву – отречься от «злых стяжений», отказаться от борьбы с богом, Демон дает ее. Знаменитое:

Смысл этого смертельного поцелуя исключительно многозначен. Наиболее «первичным» здесь является его «прямой» сюжетно-психологический слой. Безмерная, испепеляющая страсть Демона оказалась гибельной для простой смертной. Но эта сцена имеет и другие смысловые грани.


Зима: холодно, мороз, а все равно очень хочется на улицу. Зимой там есть чем заняться — санки, лыжи, коньки. Недаром сейчас так популярны зимние виды спорта — их любят почти все. Замечательно, что прямо среди зимы есть каникулы, можно, проснувшись с утра, хватать коньки и бежать на ближайший каток. Если зима суровая, холодная, то небольшие озера и речки промерзают до самого дна. Но здесь нужно быть острожным и убедиться, что лед действительно толстый и надежный, прежде чем ступать на него. Лучше залить каток у себя во дворе.    Если снега много, то хотя бы раз за каникулы стоит выбраться в лес
Лермонтов начал писать роман “Герой нашего времени” в 1838 году. Через два года он вышел отдельным изданием и сразу же вызвал ожесточенные споры. Ведь в этом произведении Лермонтов жизнью Печорина, молодого человека 30-х годов, отвечает на важнейший вопрос: почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и “вянут без борьбы” в самом начале жизни? Прогрессивные люди этого времени с восхищением восприняли роман, ибо нашли в нем правду, нашли в нем свои сомнения, они приветствовали его, как “Евгения Онегина”. И действительно, и тот и другой романы были настоящим
Дюма Александр (Дюма-отец; полное имя — маркиз Александр Дюма Дави де Ла Пайетри) (Alexandre Davy de La Pailleterie Dumas, 24.07.1802 — 5.12.1870) — французский драматург, романист, поэт, писатель, сказочник, биограф, журналист. Родился в г. Вилле-Котре, недалеко от Парижа, в семье республиканского генерала А. Дюма. В 20 лет приехал в Париж, работал клерком у герцога Орлеанского. Литературную деятельность он начал в 1825 г. В 1827 г. написал пьесу «Христиана», которую вскоре запретили к постановке. Успех пришел в 1829 г. после постановки драмы «Генрих III и его двор» (1828), затем поставлены
В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой предстает перед читателем не только как самобытный гениальный писатель, стилист и художник. Важное место в сюжете занимают его оригинальные исторические взгляды и идеи. Писатель, который в России всегда больше чем писатель, создает собственную философию истории: цельную систему взглядов на пути, причины и цели общественного развития. Изложению их посвящены сотни страниц книги. Более того, вторая часть .эпилога, завершающая роман, представляет собой историко-философский трактат, мировоззренческий итог многолетних поисков и размышлений автора на заданную тему
Смуглый отрок бродил по аллеям, У озёрных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрёпанный том Парни. Это стихотворение было написано в 1911 году в Царском Селе о Пушкине- лицеисте. В нём всего восемь строк, но и из них образ юного поэта выступает необыкновенно живо. Как удачно выбрано слово «лелеем» ! Не «слышим», не «помним», а именно лелеем, то есть любовно бережем в своей памяти. Аллеи, озеро, сосны – живые приметы Царскосельского парка. Глубокое раздумье Пушкина выражено двумя малыми д
Сейчас смотрят:{module Лермонтов:}