загрузка...
A+ A A-

«Песня про царя Ивана Васильевича» историческая поэма - сочинение

«Песня про царя Ивана Васильевича…» – историческая поэма, написанная М.ЮЛермонтовым в 1837 году. Белинский писал: Лермонтов в «Песне…» «как будто современник этой эпохи, принял условия ее грубой и дикой общественности, со всеми ее оттенками, как будто бы никогда и не знавал о других…» В этом произведении нет идеализации прошлого. В «Песне…» торжествует правда, правда истории удивительно подобранных лиц, из которых каждое – тип и вместе с тем неповторимая человеческая индивидуальность. Но не только это. История в «Песне…» проходит перед нами в богатстве и роскоши щедро разбросанных подробностей жизни и быта, которые в сочетании с героями образуют целостную историческую картину.

В каждом герое поэмы поражает прежде всего сила и цельность характера. Грозный, Калашников, Кирибеевич – это люди, представленные поэтом крупным планом. Но их цельность и полнота не однолинейны: в каждом бушует, затухает и возгорается с новой силой пожар страстей. Горе, печаль, подозрение, радость, надежда и отчаяние, уверенность, бахвальство и страх – все это может пройти в герое целым циклом за минуту. Образ лермонтовского Грозного отличается от образов, созданных другими писателями русской литературы.

Его Грозный суров, остроумен, грозен, величествен, гневен, весел, спокоен, радостен, доверчив и подозрителен, наконец, жесток, но в своей жестокости справедлив, а в справедливости опять-таки жесток. До и после Лермонтова никто так Грозного не писал. Великий художник вводит нас в самую «механику» чувств Грозного, не только изображает «диалектику» его души, но и показывает обстоятельства, которые сделали его Грозным. С каким художественным тактом поэт описывает пир Грозного, рассказывая, кто где сидит за столом! Сидит грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники, Супротив его все бояре да князья, По бокам его все опричники… Так искусно ввел нас автор в самую суть политической борьбы времен Грозного, которая много объясняет в его характере и поведении. И слово «грозный» теряет свою самодовлеющую психологическую окраску, становясь чертой характера, исторически значимой и обусловленной и поэтому введенной в определенные исторические границы. Это и дает художнику право, не греша против истины, развернуть другие возможности характера Грозного, противоборствующие первой.

Он отстаивает свободу чувства любви, он не хочет и не может порабощать любовь человека, любовь женщины. Это и продиктовало его знаменитые слова: Как полюбишься – празднуй свадебку, Не полюбишься – не прогневайся. Таков Грозный Лермонтова. Это сложная, богатая, противоречивая и объясненная в своей сложности личность. Здесь нет ничего наперед заданного, предвзятого, здесь все в естественном развитии действия объясняет самое себя. Здесь все дышит историей, все живет историей. Лермонтовский историзм и его художественный гений торжествуют здесь полную победу.

В обрисовке Грозного и в объяснении его эпохи Лермонтов как автор «Песни…» выше всех своих современников – Историков и писателей. Говоря о героях «Песни…», нужно заметить, что они отличаются не только богатством содержания, но и тем, что каждый из них несет в себе себя другого, свое продолжение как некое свое отрицание. Поэтому каждый лермонтовский образ есть противоречие, борение: развитие есть не одна, а ряд возможностей дальнейшего формирования личности в сфере определенных обстоятельств.

У Лермонтова в «Песне…» герои не делятся на положительных и отрицательных. Кирибеевич нагл, преступен, дерзок, но он ласков, нежен, готов на самоотверженность и самопожертвование. Грозный – неисчерпаем. Алена Дмитриевна послушна, покорна, верна обрядам и обычаям старины. Сочувствие автора отдано Степану Калашникову, защитнику законов патриархальной эпохи, по которым жил в то время народ. В поединке с Кирибеевичем купец отстаивает не только свое достоинство, свою честь, свои личные права, но и общенародные моральные нормы. Своеволие Кирибеевича вступило в противоречие с народными представлениями о чести, а воля Калашникова («Я убил его вольной волею…») с ними совпала.

загрузка...

Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого — влияния общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего     — связь чувств с действиями; четвертого — анализ страстей; графа Толстого всего более     — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души.     Н. Г. Чернышевский     В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только гос
«Горе от ума» — первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствуют одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество). Широко известно обстоятельное письмо А. Грибоедова П. Катенину, в котором великий драматург подробно объясняет свой замысел: «Ты находишь главную погрешность в плане. Мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению: девушка, сама не
В основу оценки героев своей книги Л.Н.Толстой положил "мысль народную". Кутузов, Багратион, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский и Пьер Безухов, Петя Ростов, Василий Денисов вместе с народом грудью встают на защиту родины. Всей душой любят родину и народ и героиня романа, чудесная "волшебница" Наташа Ростова. Отрицательные персонажи романа: князь Василий Курагин и его дети Анатоль, Ипполит и Элен, карьерист Борис Друбецкой, стяжатель Берг, иноземные генералы на русской службе — все они далеки от народа и заботятся только о своих личных выгодах.     В романе увековечен беспримерный подв
Поэма «Мцыри» — романтическое произведение. Сюжет ее прост: это история короткой жизни молодо­го юноши, послушника в грузинском монастыре. Привезенный тяжелобольным пленником в этот мо­настырь, он был оставлен на попечение монахам рус­ским генералом. Выздоровев через некоторое время, постепенно «к плену он привык», «был окрещен святым отцом» и «уже хотел во цвете лет изречь монаше­ский обет», как вдруг решился на побег в одну из не­настных осенних ночей. Пытаясь вернуться в родную страну, из которой был вырван совсем ребенком, Мцыри скитается в лесу три дня. Убив в битве барса, тяжело раненный
Говоря о Бородинском сражении, нельзя умолчать о двух ключевых фигурах этого решающего события в истории девятнадцатого века: Кутузове и Наполеоне.     Толстой в романе “Война и мир” изображает этих людей диаметрально противоположными. Поведение Кутузова порой озадачивает читателей. Толстой показывает главнокомандующего дремлющим, бездействующим. Но в этом видна особая мудрость этого старого человека. Он не отдает приказы, а как-то особо, по-человечески, говорит:     — Поезжай, голубчик, поезжай, Христос с тобой... Наполеон же деятелен, порой суетлив. Он пишет приказы,     получает подарки, за
Сейчас смотрят:{module Лермонтов:}