загрузка...
A+ A A-

Романтизм и реализм в рассказах Горького

Все раннее творчество М. Горького направлено на поиск положительного героя, с одной стороны, и на беспощадное обличение существующей действительности — с другой. Поэтому в творчестве молодого писателя своеобразно переплетаются два художественных метода — романтизм и реализм. Это подтверждает сам М. Горький в статье «О том, как я учился писать»: «Итак, на вопрос: почему я стал писать? — отвечаю: по силе давления на меня «томительно бедной жизни» и потому, что у меня было так много впечатлений, что «не писать я не мог». Первая причина заставила меня попытаться внести в «бедную жизнь» вымыслы, выдумки… а по силе второй причины я стал писать рассказы «реалистического» характера…»

В центре ранних произведений писателя — конфликт сильной личности и всего остального мира, который нельзя не признать типично романтическим. В этом конфликте автор, безусловно, на стороне сильной личности и придает ей все основные атрибуты романтического характера: гордость, одиночество, неугасимое стремление к свободе. Таков, например, Макар Чудра в одноименном рассказе. Он — вольный цыган, независимый и гордый. Идеал человека для Макара — странник, познающий мир в своих странствиях: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю себе выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!»

Идеальный романтический герой всегда находится в противоречии с миром, с существующим порядком вещей. В легенде о Лойко и Радде, которую рассказывает Макар Чудра, сталкиваются две сильные личности. Их независимость, гордость восхищают, привлекают, но и обрекают на одиночество и невозможность счастья. Они становятся рабами собственной гордости, они готовы отдать за свободу жизнь, ею они не станут жертвовать даже ради людей, которых любят. В своих ранних рассказах М. Горький изображал босяков — «бывших людей», отвергнутых обществом, потерявших все. В этих рассказах, безусловно, присутствуют реалистические тенденции. Они проявляются, во-первых, в беспощадном разоблачении того общественного порядка, который выталкивает из жизни далеко не самых худших людей. Так, Челкаш в одноименном рассказе обладает «кипучей нервной натурой», однако она не находит в этом мире иного проявления, кроме воровства и пьянства. Во-вторых, в этих рассказах «бывшие люди» изображены действительно людьми. Здесь Горький следует одному из главнейших канонов реализма: искать и находить Человека в любом человеке, даже самом «маленьком» и забитом. В этом плане ранняя проза М. Горького безусловно противостоит пессимизму, отчаянию, цинизму, показывает, что в каждом человеке таится огромный запас сил.

Романтические и реалистические тенденции переплетаются в горьковском восприятии природы. С одной стороны, как часто бывает в реалистических произведениях, природа выражает сущность характера героя. Не случайно, например, Челкаш чувствует себя свободным только в море, а умирающий Ларрасмотрит в небо. Этим подчеркивается гордость и одиночество героев. С другой стороны, как в произведениях романтиков, природа тесно связана с душевным состоянием героев. Море в рассказе « Челкаш», лес в легенде о Данко, степь в рассказе «Дед Архип и Ленька» изменяются по ходу развития сюжета: если в начале произведения природа спокойна, то во время столкновения героев начинается гроза или буря.

Точка пересечения романтических и реалистических тенденций в раннем творчестве М. Горького — дума писателя о Человеке. Человеке, призвание которого, как пишет М. Горький, — «новое создать на выкованных мыслью незыблемых устоях свободы, красоты, и — уважения к людям!»

загрузка...

Эмиль ЗоляНанаАнна Купо по прозвищу Нана, дочь спившейся прачки Жервезы Маккар и покалечившегося рабочего Купо, умерла в Париже в 1870 г. восемнадцати лет от роду от оспы, пережив на несколько дней своего двухлетнего сына и оставив в печали несколько десятков своих любовников. Впрочем, её любовники утешились быстро. Кроме того, надвигалась война с пруссаками. В комнате, где разлагалась Нана, чье прекрасное, с ума сводившее лицо превратилось в гнойную маску, то и дело раздавался крик: «В Берлин! В Берлин! В Берлин!»…Она дебютировала в театре Борднава «Варьете», куда на премьеру пародийной опере
Умей творить из самых малых крох. Иначе для чего же ты кудесник? Среди людей ты божества наместник. Так помни, чтоб в словах твоих был Бог. К. Бальмонт Константин Дмитриевич Бальмонт — поэт необычайный, завораживающий красотой и мелодией стиха, влекущий в поднебесье. Сам облик поэта навевает воспоминание о рыцарской эпохе. Кажется, что Бальмонт только гостит в двадцатом веке, где уже нет места ни романтизму, ни рыцарству. Новая эпоха требует активных действий, во всем пытается найти рациональное начало, пользу. Поэт же пытается противопоставить этому иррациональный мир человеческой души с ее п
Главный герой повести А С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин - обыкновенный, ничем не примечательный мелкий чиновник, «маленький человек». Повествованию о его горестной судьбе предпослан эпиграф из Вяземского:     Коллежский регистратор,     Почтовой станции диктатор.     В этих словах содержится горькая ирония. Станционный смотритель не диктатор, а «сущий мученик четырнадцатого класса», огражденный своим чином разве что от побоев. «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?» -спрашивает рассказчик. Проезжающим они кажутся «извергами», «муромскими разбойник
Мир, в котором мы живем, во многом зависит от того, настроен человек на добро или зло. Большинство людей реагирует на одни и те же ситуации по-разному — в зависимости от настроения. Если они устали или раздражены, то все представляется в черном свете, если же радостны — вокруг тоже сияет солнце и поют птицы. Однако есть и такие люди, которые могут почувствовать теплоту солнечных лучей и услышать пение птиц независимо от своего настроения и состояния. Таким людям неведомы злоба и ненависть, зависть и раздражительность. Они принимают мир таким, каков он есть, и не стремятся ничего изменить, пото
Этот лирический текст – отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова. В нем рассказчик раскрывает тему ненастной и пасмурной весны. Эта ситуация является огромной бедой для крестьянина, ведь не будет хорошей погоды – не будет и урожая. Земля для него все, она и кормилица, и поилица. Рассказчик показывает нам различные образы, позволяющие почувствовать всю важность и трагичность происшедшего: это не только крестьяне, но и солнышко – желанное, незаменимое, и дождливые облака, ставшие уже ненавистными…     Для создания этого отрывка, состоящего из восемнадцати строк, автор использо
Сейчас смотрят:{module Горький:}