загрузка...
A+ A A-

Образ Челкаша

Рассказ начинается с описания гавани: «Звон якорных цепей, глухой стук дерева, дребезжание извозчих телег...» Далее автор описывает появление в гавани Челкаша, старого травленного волка, хорошо знакомого гаванскому люду, заядлого пьяницу и ловкого, смелого вора. Чтобы пойти на очередное «дело», он ходил по гавани и искал своего поплечника Мишку, но сторож сказал, что Мишку увезли в больницу. Но тут Челкашу попадается парень: «широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами». Этого молодого парня звали Гаврила. Поговорив с ним, Челкаш приходит к выводу, что Гаврила сможет заменить Мишку. Челкаш предлагает Гавриле работу. Но на вопрос «какую?» Челкаш ответил:

- Рыбу ловить поедем. Грести будешь...

Гаврила соглашается, ничего не подозревая. И, оказавшись в море, он, захваченный чисто практическими интересами, «чувствует себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой». Вор Челкаш все еще не потерял светлой «памяти, этого бича несчастных». Поэтому он «любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха». Но все-таки великая сила природы противостоит, хотя по-разному, ночной жизненной практике обоих героев.

После «дела» Челкаш дал Гавриле несколько «бумажек». Но Гавриле нужны были все деньги, и он, обняв ноги Челкаша, просит отдать ему все деньги:

- Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?..

Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, оттолкнул Гаврилу, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гаврилу бумажки.

- На! Жри... - крикнул он злобно.

Но потом, выслушав рассказ о замыслах Гаврилы: «...думаю... хвачу я его - тебя - веслом... рраз!.. денежки - себе», сказал:

- Дай сюда деньги!

Отобрав их, он пошел прочь.

Ради денег Гаврила готов был пойти и на преступление. Что он благополучно и сделал, пробив голову Челкашу камнем. Но денег не взял, испугавшись самого себя, убежал.

И заканчивается рассказ тем, что Челкаш прощает Гаврилу и отдает ему деньги.

Для начала скажу, что «Челкаш» - один из первых горьковских рассказов, написан он был в ранние 90-е годы. Отличается он вот какими деталями, но сразу скажу, что они относятся к разряду характерных особенностей творчества Горького. Это такие детали как: тяга героя к какой-то неведомой и абсолютной красоте (в данном случае к морю) и истолкование авторского представления отчуждения личности от мира. Следует отметить, что каждый рассказ у Горького отражает особую судьбу и психологию. В данном рассказе мы видим судьбу бывшего военного офицера, опустившегося на дно жизни. Четко прорисован его психологический портрет.

Но вот основная деталь: главный герой несет в себе разорванные между собой, противоположные человеческие начала. Эта деталь позволяет нам понять цель творческого поиска писателя на этом этапе его развития. Горьким, в силу его убеждений - деление людей на «мошек с кишками» и самых «лучших, сложных, интересных» существ на свете, наблюдались в личности неразвитые способности и странные побуждения. Основным же стремлением автора было поставить героев в такую ситуацию, в которой ярко проявлялись врожденные человеческие устремления. По этим устремлениям и по тому, каким способом они выражались и определялось кто - «мошка с кишками», а кто - самое «лучшее, сложное, интересное» существо на свете.

В нашем рассказе устремления и способы такие - Челкаш для того, чтобы напиться ворует, Гаврила, чтобы создать своё хозяйство, построить дом, завести семью - топчет свою гордость, свое самолюбие и совершает покушение на убийство. В «маленькой драме» на «пустынном берегу» мы как раз и наблюдаем ту ситуацию, в которой ярко проявляются все человеческие качества. Ее итогом было вот что: не у кого не вызывает сомнений тот факт, что Горькому были не чужды моральные нормы гуманизма. Делаем вывод - что такое хорошо и что такое плохо он знал... причем лучше, чем мы с вами. А тут попробуйте ответить себе на вопрос: кто олицетворял «мошку с кишками», а кто - самое «лучшее, сложное, интересное» существо в жизни, описанной в рассказе? Ответили? Или затрудняетесь ответить? Не можете прийти к однозначному решению? Ну вот видите - в этом-то и была «болезнь души» писателя - нерешаемая дилемма мучила его - нельзя однозначно ответить - кто есть человек в целом. В этом рассказе Горький и дал нам почувствовать, что в каждом из нас есть черты «мошки с кишками» и одновременно - мы - самые «лучшие, сложные, интересные» существа на свете.

Он ходил босым, в старых, вытертых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом. Он был человеком никому не нужным, у него не было друзей, грубо говоря, он был отбросом общества. Его не интересовало завтра, он жил сегодняшним днём: «Лишь бы было хорошо сегодня, а на завтра - мы подумаем завтра».

Челкаш не работал нигде, его не допускали даже на гавань грузчиком, его не хотели нигде видеть. Челкаш не хотел признавать, что он - отбросок, никому не нужное жалкое существо, человек, отпустившись на «дно жизни». От этих чувств он освобождался с помощью выпивки, но и море играло в этом большую роль.

На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство, - охватывая всё его душу, оно немного очищало её от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют - первые - остроту, вторая - цену. На море он чувствовал себя владыкой всего, забывал о жизни на суше...

Но, несмотря на нищету и т.д., Челкаш не теряет всякие человеческие качества, хотя он и вор, но душевные ценности в нём присутствуют.

По разговорам с Гаврилой можно понять, что Челкаш когда-то жил в деревне, у него был отец, мать, своя земля, на которой он когда-то жил и работа...Он старался никогда не вспоминать о них, но Гаврила заставил его всё вспомнить, несмотря на то, что Челкаш о них, о деревенской жизни говорил неохотно, с волнением.

Гаврила заставил Челкаша вспомнить всё своё прошлое, осознать, что он ничего не стоит, что он никому не нужен....Поэтому Челкашу он чуть не нравился, но всё равно Челкаш жалел его. Челкашу было приятно лидерствовать над ним, смотреть, как он [ГАВРИЛА] боится его, страдает.... Челкаш в это время чувствовал себя человеком, лидером...

загрузка...

Сочинение 11 класс.В пьесе «На дне» М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.Первая правда — правда Бубнова, ее можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру... и ты... Чего жалеть... Ты везде лишняя... да и все люди на зе
План1.    «Большие» и «малые» языки.2.    Место русского языка среди «мировых» языков.3.    Развитие русского языка.4.    Проблема оскудения языка.5.    Будущее русского языка.Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара. А. ТолстойСамая большая ценность народа - язык, на котором он думает и говорит. Но на вопрос: «Сколько в мире языков?» никто не даст точного ответа. Среди языков есть «большие» и «малые», а есть «великие». Слова «большие», «малые» и «великие» ученые употребляют не для того, чтобы во
Кто не любит получать подарки? Неважно, есть ли у вас повод получить подарок, или же нет. Особенно нетерпеливым становится ожидание подарка в день рождения. И когда тебе дарят не то, о чем ты мечтал, ты очень разочарован. У меня есть лучший друг, Вовка. Так совпало, что день рождения мы празднуем вместе. Мы никогда раньше ни о чем не договаривались, но родители нам дарили одинаковые подарки. Вовке дарят велосипед — мне дарят велосипед, Вовке дарят конструктор — мне дарят конструктор. А в этом году родители подарили Вовке компьютер. Я целый день об этом ничего не знал. Думал, может, друг занят:
Александр Николаевич Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды складывались под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы. Островский был необыкновенно конкретен в своем творчестве. Изучая окружающую его действительность, нетрудно представить события, факты и лица, которые могли послужить ему для сюжетов и их образов. Драма “Гроза” — результат его путешествия по Верхней Волге в 1857 году. Материалом для “Бесприданницы” послужило судебное дело — убийство молодой женщины на поч
А. С. Пушкин показал в романе духовные поиски лучших представителей русского дворянства, отразил жизнь этой социальной группы во всем ее многообразии и сложности. В. Г. Белинский заслуженно назвал это произведение энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.     Народность романа не только в выражении народного духа, традиций, мироощущения, национального самосознания, воплощенных преимущественно в образе Татьяны Лариной, авторских отступлениях, но и непосредственно в образах представителей народа, в зарисовках с натуры. Автор создал широкую и объемную панораму жизни р
Сейчас смотрят:{module Горький:}