загрузка...
A+ A A-

Плацдарм литературы о войне (по произведениям Бондарева)

С писателями-фронтовиками в нашу жизнь вступило нечто очень знакомое и совсем особенное, во всем безобманное - как в жизни - и одновременно одухотворенно-возвышенное, насыщенное не просто знанием реальной действительности, но и высотой чувства, искренне неповторимой разверстостью души. В их книгах возникал мир образов и человеческих отношений, в который погружаешься без остатка, без тени недоверия, охваченный волнением сопереживания и сострадания. Достаточно вспомнить, например, то неотразимое, ошеломляющее впечатление, какое произвела на читателей «Звезда» Э. Казакевича - первая ласточка на открывающемся литературном небосклоне…

Как верно отметила критика, в литературу пришли люди, сами все совершившие. Герои, о которых недавно писали очерки, романы и пьесы, теперь начали писать сами. Плацдарм литературы о войне, по словам Юрия Бондарева, прочно заняли бывшие солдаты, сержанты, лейтенанты, капитаны, то есть непосредственные участники военных сражений, «фактически оставшиеся в живых персонажи, к которым обращалась литература военного времени». Люди, в которых стреляли и которые стреляли сами.

Собственная жизнь на передовой щедро одарила этих людей пониманием ее быстротечности, уникальным знанием человеческой психологии, обнаженной порой до предела как в святом и чистом бескорыстии, так и в глубоко спрятанных, скрываемых от постороннего взгляда грубых инстинктах.

Прежде чем стать прозаиками, поэтами, драматургами, они были наводчиками артиллерийского орудия, рядовыми пехотинцами, разведчиками или танкистами. И это обстоятельство, хочешь не хочешь, становилось условием особого художнического осмысления фронтовой действительности, открывало тот угол зрения, который не был доступен даже очень внимательному и чуткому наблюдателю. Они, эти будущие авторы книг, стихов, фильмов, не просто видели войну, пусть даже совсем близко, а делали ее сами изо дня в день, изо дня в день. И так - если посчастливится выжить - годы. Опыт, ни с чем несравнимый и ничем не заменяемый.

Не отвергавшие достижений и традиций своих старших товарищей, исполненные чувством уважения и признательности к творчеству М. Шолохова и А. Толстого, Л. Леонова и Симонова, Б. Полевого и Б. Горбатова, писатели этого нового призыва обладали своим особым голосом, сразу всеми услышанным. Их отличие, если принять условное деление на разные литературные поколения, не измерялось, как часто приходится слышать, полнотой военного знания. Корреспонденты центральных газет Константин Симонов или Борис Полевой, к примеру, знали о войне не меньше, а если иметь в виду общие цели и масштабы предпринимаемых операций, даже больше, чем иные писатели-фронтовики; герои Симонова и Полевого, как правило, имели реальных прототипов.

Существовало какое-то иное - качественное - различие, трудно поддающееся определению и все же несомненное. Новые авторы, как выразился однажды К. Симонов, смотрели на войну не «корреспондентскими» глазами, более всего заинтересованными в злободневности и документальной подлинности запечатлеваемого материала, а «писательскими», устремленными в глубь индивидуальной человеческой психологии, через нее просматривали социально-исторические и нравственно-этические проблемы пережитого времени. И здесь особенно заметно прослеживалось преемственно-поступательное, развитие литературы социалистического реализма,- многоликой, а не однотипной, вбирающей в себя все лучшее, плодотворное в общеисторическом художественном опыте.

Вот почему книги, написанные фронтовиками, нельзя характеризовать определением - лучше или хуже написанного ранее. Это были другие книги, написанные по-другому и другими людьми. Война была содержанием и формой их существования И по прошествии многих лет она не стала для них просто историей.

* «Для меня ясно одно: главные участники истории - это Люди и Время,- пишет Ю. Бондарев три десятилетия спустя после Дня Победы.- Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время. Быть историчным - это быть современным. Количество дивизий, участвовавших п том или ином сражении, со скрупулезной точностью подсчитают историки. Да, они подсчитают количество потерь, определят вехи Времени. Но они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слезы на глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулеметной очереди, убивающей жизнь».


Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти «куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг».Образ Аси очень поэтичен. Некрасов после прочтения «Аси» написал Тургеневу: «…она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте». «Ася» могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончена для Аси печально. Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Тургенев показывает, как з
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» вызвал неоднозначную общественную реакцию: кто-то хвалил его, кто-то ругал... Но никто не оставил без внимания споры «отцов» и «детей».     Дело в том, что споры – один из приёмов раскрытия образа Базарова. Тургенев стремился показать главного героя в реальных условиях общественной борьбы 60-х годов. Естественно, что идейными противниками героя должны были стать либералы-дворяне, которые в эти годы уже обнаружили свою экономическую и политическую слабость. Так возникла линия «отцы» и «дети», о которой автор сам писал, что повесть «частично направлена против дв
Творчество Владимира Набокова произвело на меня глубокое впечатление. Блестящий русский писатель XX в., долго не признаваемый у себя на родине, он обрел славу и почитание за границей. Произведения Набокова носят психологическую “окраску”. Набоков воспринимал действительность по-особому, не как литераторы старшего поколения, он не столько писатель, сколько стилист, мастер языка Отсюда — необыкновенная оригинальность его рассказов, повестей, романов, которые оказывают на читателя настолько сильное воздействие, что даже спустя значительное время после прочтения в памяти остаются образы главных ге
Ты — мое васильковое слово.      С. Есенин     Великий русский поэт XX века Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. “Фамилия Есенин — русская, коренная, в ней звучат языческие корни — овсень, таусень, осень, ясень,— связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками”,— писал Алексей Толстой.     Соединение поэтического воззрения славян на природу, их языческого и православного мировоззрения, носителем которого было патриархальное крестьянство, явило миру Сергея Есенина, поэта Божьей милостью, этого Леля в зеленом венке. Яв
Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет И. А. Бунин, мало кто умеет”, — писал Александр Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 году была присуждена Бунину за сборник стихотворений “Листопад”, воспевающий русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое. Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина. Но его рассказы также проникнуты кр
Сейчас смотрят:{module Бондарев:}