foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Много ли нужно человеку, чтобы быть счастливым, чтобы прожить жизнь не грязно и оставить после себя доброе упоминание потомкам? По-разному ответили бы на эти вопросы герои Оноре де Бальзака, писателя, который считал, что психология и жизненные взгляды человека формируют социальную среду. Так, холодный и скупой человек Гобсек герой одноименной повести, с молодости был человеком жизнелюбивым, наделенным естественным стремлением самоутвердиться в жизни. Ему было десять лет, и мать устроила его юнгой на корабль, который отплывал в голландские владения в Ост-Индию. Так он пространствовал двадцать лет, которые были для него суровым испытанием, выдержать которое мог только волевой и сильный человек. Идеализм и романтические мечты мальчика столкнулись, с суровой правдой жизни, где не было места для слабых, обессиленных и никчемных. «Он пережил много страшных испытаний,- говорит Оноре де Бальзак о своем герое.- Испытал всего: романтических неудач, голода, попранной любви, соблазна больших денег, бедности, болезней и богатства». Гобсек принимал участие в военных действиях Соединенных Штатов, которые отстаивали свою независимость. Т.е. прежде чем стать ростовщиком, он прошел продолжительную и трудную жизненную школу. Взвесив весь свой жизненный опыт, уже будучи немолодым человеком, герой повести пришел к пониманию того, что «есть только одно надежное земное благо, которое имеет высочайшую ценность, - это золото». Зачем Гобсеку так много денег? Чтобы хорошо и зажиточно жить? Конечно, нет.

После всего пережитого он не может безрассудно тратить деньги, так как считает, что лучше самому притеснять, чем разрешить другим делать это с собой. Золото, по его мнению, - единое, что может дать возможность выжить, не быть раздавленным чьим-то грязным сапогом. Гобсек понимает, в каком обществе он живет, и деньги нужны ему для того, чтобы ощущать себя в безопасности. Он не грезит креслом известного политика, но его устраивает власть ростовщика, снова же таки с целью самозащиты, чтобы другие не относились к нему пренебрежительно, чтоб его боялись и уважали.

Именно этим Бальзак подчеркивает, что жизнь в обществе, где человек с целью самозащиты должен перечеркнуть в себе все человеческое, стать ростовщиком и негодяем, трагическая. Суровые общественные законы принудили его одаренную, чрезвычайную личность отказаться от семьи, от друзей, от комфорта, то есть от всей радости жизни. «Он сохранял свою жизненную энергию, унимая в себе все человеческие чувства». Этими словами Бальзак будто подводит итог завершению внутренней эволюции своего героя как личности. Гобсек достигает ценнейшего в жизни - чувства внутренней свободы. Но какой ценой? Ценой потери высокого человеческого содержания своей жизни.

Тем не менее, не все благородные качества умерли в душе ростовщика. Этот человек еще продолжает жить в борьбе с самим собой, хотя он и научился сдерживать и преодолевать естественные человеческие желания и чувства. Зайдя в делах в комнату Фанни Мальва, он ощутил, как оказался в атмосфере искренности и душевной чистоты. «Мне даже стало легче дышать»,- рассказывает Гобсек. Даже такому суровому человеку, как Гобсек, приятно было увидеть, что есть в этом жестоком мире люди трудолюбивые, душевные, искренние. Первым его желанием было помочь девушке, но сразу против этой благородной мысли восстал весь его жизненный опыт. «И я пошел, преодолев свои великодушные намерения, так как мне не раз приходилось наблюдать, как благотворительность убивает того, кому сделали милость». Когда бы Гобсек был человеком душевно черствым и холодным, он не ощутил бы минут растроганности. Однако лишь на миг в его сердце расцветают высокие человеческие чувства. Он их сразу сдерживает в себе, так как общество, к которому принадлежит, не разрешает давать волю наилучшим порывам души.

Полной противоположностью Гобсеку, который убил в себе все страсти, возникают графиня Анастази де Рестота и ее любовник Максим де Трай. Их распущенная жизнь вызывает осуждение не только Гобсека, но и самого Бальзака. Автор подчеркивает, что такое высокое чувство, как любовь, при условиях тогдашнего жестокого общества может превратиться в аморальную страсть, в преступление против собственных детей.

Замечательный знаток человеческих душ Бальзак не считает человеческой нормой ни распущенность графини и ее любовника, ни бесстрастие и иронию Гобсека, так как философия таких гобсеков формируется поведением именно таких графинь. Был ли счастлив духовный нищий Гобсек? Кто знает?! Но известно одно: может, и победил он в себе все человеческие страсти, тем не менее, перестал быть человеком. Ведь человек на то и является человеком, чтобы думать, ощущать, страдать, любить, терять веру, т.е. жить.

Сейчас смотрят:{module Бальзак:}