foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Прошло свыше полутора веков со дня смерти великого английского поэта - Байрона, чье творчество вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма,  но интерес к его личности и к его творчеству по-прежнему велик, и вокруг его имени до сих пор бушуют страсти и ведутся споры.

Возникшее в Западной Европе в конце XVIII - начале XIX века новое направление в искусстве было реакцией на Французскую революцию и связанное с нею просветительство и, как культурное явление Европы и Америки,  в  разных странах имела свои особенности.

Термин романтицизм происходит от слова “роман” – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму, предыдущей эпохи и нормами академического искусства.(9)

Для романтизма характерно обострённое внимание к душевному миру человека, но, в отличие от сентиментализма, романтиков интересует не обычный человек, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой испытывает бурные чувства, “мировую скорбь”, стремление к совершенству, мечтает об идеале – не случайно символом романтизма стал “голубой цветок”, поискам которого посвящает жизнь один из героев Новалиса.

В литературе понятие романтизма связано с творчеством авторов: Гёте, Шлегель, Новалиса, Тика, Гельдерлина, Гофмана, Скотта, Вудвортса, Байрона, Шелли, Кольриджа, Ламартина, Мюссе, Гюго, Купера и По. Яркими представителями романтизма в русской литературе были – В. Жуковский, ранний А. Пушкин, ранний Н. Гоголь, М. Лермонтов и др.

Английский романтизм сосредоточен на проблемах развития общества и человечества в целом. Английские романтики, которым присуще ощущение катастрофичности исторического процесса, разбились на несколько групп:

1) консервативные, или пассивные романтики -  призывали общество вернуться к прежнему патриархальному быту, к средневековью и, отказываясь от решения насущных проблем современности, уходили в мир религиозной мистики; поэты «озерной школы» (У.Вордсворт, С.Т.Колридж, Р.Саути) идеализировали старину, воспевали патриархальные отношения, природу, простые, естественные чувства. Романтические поэмы на средневековые сюжеты и исторические романы В.Скотта отличали интерес к родной старине, к устной народной поэзии. Основная тема творчества Дж. Китса, члена группы «лондонских романтиков», куда помимо него входили Ч.Лэм, У.Хэзлитт, Ли Хант, – красота мира и человеческой природы.

2) революционные, или прогрессивные романтики - выражали интересы демократических и революционных масс, призывая продолжить дело Французской революции и воплотить в жизнь идеи свободы, равенства и братства. Крупнейшие поэты английского романтизма – Байрон и Шелли, поэты «бури», увлеченные идеями борьбы. Их стихия – политический пафос, сочувствие к угнетенным и обездоленным, защита свободы личности.

Пламенный защитник национально-освободительного движения народов, обличитель тирании и политики захватнических войн, неутомимый, страстный поэт-борец, защитник свободы и справедливости Байрон стал одним из ведущих зачинателей прогрессивного направления в романтизме. (4)

Джордж Гордон Байрон  - один из величайших английских поэтов-романтиков. Родился 22 января 1788 в Лондоне. Его мать, Кэтрин Гордон, родом шотландка, была второй женой капитана Д.Байрона, первая жена которого умерла, оставив ему дочь Августу. Капитан скончался в 1791, успев растратить большую часть состояния жены. Джордж Гордон появился на свет с изуродованной стопой, из-за чего у него с раннего детства развилась болезненная впечатлительность, усугубленная истерическим нравом матери, растившей его в Абердине на скромные средства. В 1798 мальчик унаследовал от двоюродного деда титул барона и родовое поместье Ньюстед Эбби под Ноттингемом, куда он переехал с матерью. Мальчик занимался с домашним учителем, затем его отдали в частную школу в Далвиче, а в 1801 – в Харроу.

Его жизнь, как и творческий путь, условно можно разделить на три этапа. Первый – до появления поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1788 – 1812) – характеризуется целой вереницей разочарований: главным из них было осознание врожденной хромоты; другие принесли школа, первая любовь, вступление на литературное поприще, сложности в отношениях с окружающими. В этот период создаются первые стихи, издаются 3 сборника, последний из которых – «Часы досуга» вызвал резкую критику со стороны «Эдинбургского обозрения». Знаменателен этот этап также появлением первых сатиричеких стихов и поэм на полетичиские темы.

Второй этап отмечен блеском головокружительной славы, пришедшей после публикации «Паломничества Чайльд – Гарольда», и последовавшими вскоре гонениями после разрыва с женой и обществом (1812 – 1816).  Байрон издает цикл восточных романтических поэм, отразив в них свои впечатления от двухгодичного путешествия по странам Европы.

Покинув Англию и оправившись от пережитых невзгод, Байрон принимает участие сначала в итальянской революции, а потом в восстании в Греции –  именно там, в самый разгар событий, его и настигла смерть. Это период величия Байрона – поэта и человека (1816 – 1824). Публикуются третья и четвертая песни поэмы «Чайльд-Гарольд», поэма «Дон-Жуан»; осуществляется работа над сатирическими поэмами и политическими стихами: «Песня греческих повстанцев», «Прощанье с Мальтой», к которым примыкала и сатира «Проклятие Минервы»; издаются исторические драмы: «Марино Фальеро», «Двое Фоскари» и «Сарданапал». В драматургии особого внимания заслуживают также пьесы «Манфред» и «Каин».

Сложная и глубокая мысль поэта, его многогранность, несовместимые, казалось бы, в одном характере черты эгоистического индивидуализма и жертвенного человеколюбия изумляли и покоряли его современников. Гете и Гейне, Вальтер Скотт и Шелли, Ламартин и Гюго, Пушкин и Лермонтов,  Кюхельбеккер и Рылеев и многие, многие другие сходились в восторженном преклонении перед именем и стихами Байрона. Ему подражали, о нем говорили, изучали английский язык, чтобы читать его в подлиннике. Он дал имя целому направлению европейской мысли и истории. Между тем лет через 20 после смерти поэт стал терять власть над умами. О нем вспоминают все реже и реже. Только в последние десятилетия ХIХ в. имя его снова приобрело значение.

Быстро умножались и совершенствовались переводы произведений Байрона, начатые еще в 20-е годы. Переводов и переводчиков было столько, что к началу ХХ в. уже стало возможно полное (точнее, почти полное) комментированное собрание поэтических произведений Байрона. Оно появилось одновременно с первым научным изданием сочинений поэта па английском языке. В России издания быстро сменяют друг друга; особенно многочисленными они становятся в советское время.

За последние пятьдесят лет создана огромная советская байрониана — новые блестящие переводы (Т. Гнедич, В.Левика), монографические исследования (А. К. Елистратовой, М. С. Кургинян, А. С. Ромм), десятки, нет, сотни статей к рецензий. В связи со 150-летнем со дня смерти поэта вышло новое собрание его сочинений

Свободолюбие поэта, его гражданственность, бесстрашие, равно проявляющиеся и в обличении угнетателей народа, и в анализе диалектики чувств, сохраняют обаяние для читателей, отделенных от него не только расстоянием во времени, но и принципиальным отличием породившего общественного строя.

Новаторский дух поэзии Байрона, его художественный метод романтики нового типа был подхвачен и развит последующими поколениями поэтов и писателей разных национальных литератур.

Список использованной литературы:

1. Н.Я.Дьяконова. Лирическая поэзия Байрона. М, 1975

2.Бочкало И.Б. «Джордж Гордон Байрон. Избранное». – М., 1997– 257 с.

3.Михальская Н.П.  История зарубежной литературы XIX века. – М., 2002 – 366с

4.Р.Ф. Усманова «Джордж Гордон Байрон». Собрание сочинений в  четырёх томах. Т. 1. – М., 1981

5.История зарубежной литературы XIX века: Учеб. для вузов/ А.С. Дмитриев, Н.А. Соловьева, Е.А. Петрова и др.; Под ред. Н.А. Соловьевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2006

6. Байрон Д.Г. Собр. соч.: в 4 т – М.: Правда, 1991.

7.Жирмунский В.М. Пушкин  и Байрон. – СПб.: Наука, 2006. – 144 с.

8.Михальская Н.П.  История зарубежной литературы XIX века. – М., 200-366 с.

9. Онлайн энциклопедия. Культура и образование: литература. Н.Яровикова.

Сейчас смотрят:{module Байрон:}