загрузка...
A+ A A-

Образ человека на войне в стихах современных поэтов

М. А. Дудин (1916- 1993) создал проникновенный образ человека на войне, показал сложный, противоречивый мир личности, нарисовал прекрасные картины природы. Военные стихи Дудина, помимо изображения картин жизни, содержат и философское обобщение:
Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях.
И розовое облако вдали.
Душа моя, когда ж похорошеют
Обугленные площади земли?
(”Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях…”)

Философские ноты - это одна из главных особенностей творчества М. Дудина:

А впереди и долг, и рок,
Томленье наше.
Последней горечи глоток
В последней чаше.
(”Виднее в чаше жизни дно…”)

Яркий, конкретный образ, открывающий стихотворение, и преображение его в образ-аллегорию - такова композиция стихотворения “В июле по обочинам…”, подчиненная принципу “от частного - к философскому, бытийному”:

В июле по обочинам
Проселочных дорог.
Иван-да-марья в очи нам
Пылает из-под ног.
Сияет синью верности
И желтизной измен
У жизни на поверхности
Двух душ единый плен…
Новелла-стихотворение - вот один из наиболее любимых жанров в творчестве М. Дудина:

Помолчи, или оплакивай,
Или свой осмысли век.
На звонок в палате раковой
Нажимает человек.
А потом, собравшись с силою,
Шепчет в ватной тишине:
“Помоги, сестрица милая,
Встретить солнышко в окне”.
Но… к стене с подушки клонится
Неживая голова.
Вот и все. Судьба кончается…
(”Помолчи, или оплакивай…”)

Ему близка и тема дороги, ведущей в вечность:

Хотел бы я уйти.
За грань любви и горя
Земного бытия…
Где вечность дует в уши
Мелодией иной
И примиряет души
Нездешней тишиной…
(”От праздников и буден…”)

Его поэзия афористична. Строки М. Дудина лаконичны и емки, не перенасыщены тропами - и образны, ярки. Ритмика его классическая, эксперименты с мелодическим рисунком строки ему чужды. Его поэзия тяготеет к строгости слога Н. А. Некрасова, порой - к философичности М. Ю. Лермонтова.

Творчество Б. Ш. Окуджавы (1924 - 1997) - это эпоха в русской поэзии второй половины XX - начала XXI века. Он соединил в своем творчестве интеллектуально-поэтическое и жанрово-бытовое. По мнению В. В. Агеносова и К. Н. Анкудинова, “любимые герои Окуджавы - “дуэлянты”, “красавцы” и “поэты” - не от мира сего”. И это действительно так. Московский муравей - вот собирательный образ всех персонажей лирики Окуджавы. Тот муравей, который захотел создать себе богиню; тот, который красив и мудр, как боги, и грустен, как жители Земли.

Философские мотивы, глубокий психологизм, а также мелодичность интонаций - эти особенности стихотворений поэта сделали многие его произведения песнями, которые он исполнял под гитару. Но Окуджава - не только поэт-песенник, он Поэт в высоком смысле этого слова, прекрасно владеющий словом: его творчество очищает душу, делает человека лучше, добрее, светлее. “На фоне Пушкина снимается семейство…” Все мы, поколение нынешнего столетия, вышли душой из Окуджавы, все мы - “на фоне” Булата Шалвовича…

Подводя итог разговора о творчестве поэтов, хотелось бы отметить черты, свойственные им в целом: естественность, жизненность мотивов и образов, большое внимание военной тематике, стремление к философскому осмыслению жизни и смерти. Разные в художественном отношении, они тем не менее оказались близки в главном: творчество каждого из них - это попытка остановить мгновение, сделать моментальный снимок уходящей, никогда не повторяющейся в своем прежнем качестве жизни. Их творчество - летопись поколения, не входящая, быть может, в тесные рамки официальной исторической хронографии, но раскрывающая душу живого, и слабого, и великого, человека. Человека! И за это мы, жители XXI века, благодарны им!

загрузка...

А. И. ПриставкинНочевала тучка золотаяИз детдома намечалось отправить на Кавказ двоих ребят постарше, но те тут же растворились в пространстве. А двойнята Кузьмины, по-детдомовскому Кузьменыши, наоборот, сказали, что поедут. Дело в том, что за неделю до этого рухнул сделанный ими подкоп под хлеборезку. Мечтали они раз в жизни досыта поесть, но не вышло. Осмотреть подкоп вызывали военных саперов, те сказали, что без техники и подготовки невозможно такое метро прорыть, тем более детям… Но лучше было на всякий случай исчезнуть. Пропади пропадом это Подмосковье, разоренное войной!Название станции
Весна в природе сочинениеНаступила весна. Сквозь низко нависшие тучи стало проглядывать голубое чистое небо. Таким прозрачно-синим оно может быть только весной. По земле побежали звонкие ручейки. Сначала их было мало, но с каждым днем они все чаще и чаще прорезали лед своими струйками. Пение ранних пташек и звонкая капель с крыш заполняют мир, весенняя музыка приходит на смену долгому зимнему молчанию и завыванию ветра. Все приходит в движение: суетятся на ветках птицы, весело капают с карнизов жемчужинки. Снег еще прячется в темных углах, не хочет понять, что с каждым часом сугробы становятся
Недавно состоявшаяся экскурсия в музей-квартиру М.Горького оставила противоречивые впечатления: роскошный особняк в стиле модерн (реквизированный у миллионера, купца-мецената Рябушинского) — для пролетарского писателя, редкая коллекция миниатюрных фигурок из кости и нефрита. Строгие шкафы с книгами до самого потолка, дорогие картины, фотографии сына, внучек, друзей и знакомых... Известно, что Горький не любил этот дом, чувствовал себя в нем, как в золотой клетке. Побывавший у него в 1925 году Р. Роллан записал в дневнике: «Он очень одинок, хотя никогда не бывает один», «в его душе происходит ж
Однажды я читал в читальном зале очень интересную книгу "В мире животных". В библиотеке, как в музее, царила полная тишина. Вдруг со стороны стеллажей я услышал разговор, очень похожий на шелест листов книг. Мне стало очень интересно, что же там такое, и я медленно перевёл взгляд в этом направлении.Что же это? Я увидел, что на соседнем с моим столом стеллаже сидел старый учебник географии, он показывал озеро Байкал на карте России учебнику английского языка. После того как озеро было найдено, учебники начали рассказывать друг другу истории. Книга постарше (география) рассказала о том, что до т
Предательство - актуальный вопрос в наше время, в тяжелые дни перепадов людских настроений, в дни сомнений и непонимания людьми друг друга. Потому, возможно, рассказ Л. Андреева, хотя и Написанный в начале века, так популярен сегодня: интересна оценка автором мотивов предательства (отличающаяся парадоксальным взглядом), исследуется цель поступка героя и предпосылки к нему. В основе сюжета рассказа, что мы наблюдаем и в других андреевских произведениях, лежит евангельская история, хотя, как писал Горький, «в первой редакции рассказа «Иуда» у него оказалось несколько ошибок, которые указывали,
Похожие сочинения:{module О войне:}