A+ A A-
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль:
Сочинение по литературе

ТЕМА: В чем видят герои произведения « Война и мир» Л.Н.Толстого смысл жизни

В чем видят герои произведения « Война и мир» Л.Н.Толстого смысл жизни 1 год 9 мес. ago #470

  • maks
Что такое жизнь? Зачем она дана нам и для чего? Какая миссия лежит на наших плечах? Эти и другие вопросы всегда неразрывно связаны с человеческой деятельностью. Наиболее глубоко они поглощают образованные умы, и люди, чья позиция в жизни определена, идут к своей цели, добиваясь того, что иначе зовется идеалом. Но, несмотря на малый умственный интерес, большинство все же не отказывает себе в удовольствии заглянуть в предполагаемую будущность свою и смело фантазирует, пусть даже в более ничтожном и умеренном формате, о счастье для себя и выгоды, полученной наименьшими затратами. Жизнь и судьбы слабых людей порой интереснее, чем истории гениев. « Среди мудрейших нет чужих, »- слова, дошедшие до нас с истоков древности. Судьбы праведников разума одинаково прекрасны, ярки, звучны, в то время как другим недостает красоты, силы, любознательности …или еще миллиарда характеристик. Жизни простых людей сложны, запутанны, безумны, нелогичны. Их характеры, капризы, комплексы гораздо интереснее разгадывать и смеяться над избранностью нескольких в кругах просветителей. Л.Н. Толстой в произведении « Война и мир» предоставил нам на суд истории совершенно разный и лишь изредка похожих людей. Более пятисот героев отчаянно борются за свое счастье, за своих родных, за жизнь. Но что же значит жизнь для героев данной эпопеи?

«- Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатоля. Говорят, сказала она,- что старые девицы ont la manie des marriages. Я еще не чувствую за собою этой слабости, но у меня есть одна petite personne, которая очень несчастлива с отцом, une parente a nou, Une princesse Болконская…» - столь малый отрывок дает нам несколько идей и выводов о представленных здесь персонажах: счастье отцовства, увеселительное занятие для женщины в годах, положение дочери …. Каждый из них выбирает свой путь , вместе этих непохожих героев соединяет общая цель- как можно больше сделать для собственного удовольствия . Даже не прочитав остальную часть эпопеи, мы сможем приблизительно составить дальнейших исход этой встречи. Каждая женщина считает своим долгом и целью жизни удачно выйти замуж, насколько это навязанное мнение не важно, важно то, что в действительности люди одобряют подобную целеустремленность и помогают образованию браков психологической поддержкой, самой важной из дисциплин социума. Люди, особенно не имеющие материальных благ или духовной составляющей либо завидуют и ненавидят остальных в этом мире, или же способствуют улучшению чужой жизни. Кому как не царице общества заботиться о семейном счастье родственников, родных, близких, знакомых? Цель ее жизни достаточно благородна и нужна обществу, в котором Анна Павловна произрастает со своими успехами и привязанностями.

Князь Василий окрашен менее приветливо, и скорее к его персоне подойдет слово грязный. Причина проста- использовать женитьбу сына ради материального обогащения и , в конечном счете, перенос грехов с плеч отца на будущую жену.

« Мои дети- обуза моего существования…»- вполне ясно указанная причина желания избавиться от сына путем изменения его действительности.

Свое же счастье Анатолий показывает вполне четким определением образа жизни, заключающегося далеко не в искании идеального я и стремлении к Всевышнему, и даже не в цели обрести покой и дом.

Фигура княжны Болконской является главной темой обсуждения Анны Павловны и князя Василия при том, что она совершенно не участвует в данном разговоре, и даже не догадывается о нем. Несчастная девушка, живущая в деревне без друзей и общества под гнетом отца со странностями и тяжелым характером. Несчастная? Дочь, живущая в любви, достатке, одна из представительниц благороднейшей из семей… Мнение о прекрасных взаимоотношениях между отцами и детьми весьма противоречиво, неясно. Единственное, что может предложить жизненный опыт- гордитесь тем, что есть- у других еще хуже. А если и вправду, почему княжна Болконская печальна на протяжении всего романа? С детства ее нежную и ранимую натуру оскорблял один лишь холодный и самоуверенный вид отца. А его манера вести разговор? Телесные наказание за недостаточно развитый математический склад ума, постоянные издевательства и упреки за ее некрасивость. В чем виноват бедный ребенок? В том, что не поддерживает чьи-то стремления и просто не способен их выполнить по причине нелепости чужого желания? Мария и без постоянного надзора, благодаря уму и внимательности прекрасно понимала свое положение, и свидетели свыше ей просто не нужны. Не знаю, насколько внимательным бывает читатель, но одна из сцен невероятно возмутила и переменила мое мнение о старом князе не в лучшую сторону- Мария некрасива - никто не сможет полюбить такую женщину, единственная надежда на приданое. Можно испытывать страсть к прекрасному телу, но истинную любовь люди питают к достойнейшим из их окружения, не думая о красоте, материальном достатке и положении в обществе. Или же князь Болконский невероятно глуп, да и настолько, что не терпит других благодетелей кроме внешнего обаяния, или же он не любит свою дочь по-настоящему и не думает о том, с кем из мужчин она сможет быть рядом. Вспомните, как отец Марии был несчастен, когда приехал жених - держать девочку возле себя до конца своих дней- эгоистичная мечта была превыше счастья дочери! болконская толстой князь война

И если взглянуть на ситуацию трезво, что как не замужество сможет освободить ее от чудовищного плена старика?..

«- Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны?..

Вот как все мужчины эгоисты; все, все эгоисты! Сам из-за своих прихотей, бог знает зачем, бросает меня, запирает в деревню одну…

Я тебе давно хотела сказать, Andre: за что ты так ко мне переменился? Что я тебе сделала? Ты едешь в армию, ты меня не жалеешь…»

Безнадежные крики души одинокой женщины, боящейся потерять те последние крохи счастья, что имеет. Обида за уход мужа из ее жизни, страх перемены мест и вынужденная перемена интересов. Что такое счастье для Лизы? Любимый муж, который всегда рядом, простая жизнь без войны, любимое общество и без мук рожденный здоровый ребенок. Еще один положительный персонаж данной эпопеи, если не считать качество жизни, которое Княжна Болконская выбрала. Глупейшее общество аристократии, желание к постоянным бесплотным восхвалениям со стороны супруга, мнимая уверенность семьи и благополучия, отрешенность от жизни за пределами балов и увеселительных мероприятий…Скучно, грустно, вяло… Обыденный, ничем не примечательный персонаж.

Несмотря на поддержание интриги и нарастание трагической составляющей в продолжении всего романа, этот эпизод, на мой взгляд, наиболее печальный из отрывков, в большинстве своем благодаря неотвратимости судьбы и самого абстрактного понятия счастья. Остальные судьбы, как бы цинично и высокомерно не звучало, имели власть над своими подопечными и вполне могли бы превратить их жизнь если не в сказку со счастливо-скучным концом, то как минимум в достойную составляющую истории. Лишь любовь ближнего и неравенство природы типажей невозможно исправить, как бы не повернулась история, супруги Болконские никогда бы не смогли по-настоящему ценить и любить друг друга- противоположности не притягиваются. Существо, не имеющее власти над собственной судьбой, вынуждено страдать от полного бессилия, прекрасно понимая всю плачевность положения.

Со стороны виновника рухнувшей судьбы Лизы князя Андрея ситуация выглядит еще более плачевной, и вряд ли его жизнь характеризуется словом « прекрасна».

«- Никогда, никогда не женись друг мой; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что сделал все, что мог , и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным… а то попадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего-нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя все кончено, все закрыто, кроме гостиной…

Ты говоришь, Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, - и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной- и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И все, что есть в тебе надежд и сил, все только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество- вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти…

Еду для того, чтобы спасти армию…

Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает все он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он…

Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую…»

Пожалуй, поправки к выпадам младшего Болконского будут излишни, благодаря уму и талантам, он умеет говорить, говорить красиво, четко о том , что его тяготит и как избавиться от этого. Люди проживают свою жизнь в пустую и только на закате дней понимают, что именно им не хватало, в то время как наш герой умеет четко распланировать не только жизненный путь, но то, с помощью чего и каким образом он добьется поставленной цели. Конечно, взгляды могут измениться, но это не главное. Самое большое вознаграждение жизни, когда она дает тебе цель, а ты изо всех сил стремишься к ней. Подобные речи ясно дают нам понять о личной драме героя, по причине разочарования в личной жизни люди ищут новые способы самовыражения. Слава, в данном случае, и нежелание «сидеть у юбки» возникает из-за нелюбви и непонимания, от которых князь Андрей пытается избежать наилегчайшим способом - просто исчезнуть, эту идею подкрепляет осознание собственной важности, мечта о помощи нуждающимся в нем, благородство, смелость…

Сестра Мария желает себе простого счастья женщины и матери и ,за неимением этого, отдает все свои душевные силы на благо ближних. Насколько благородна и возвышенна мечта, было бы кощунством усомниться в идеале женщины как образ Марии. Но разве не недостаток чуткости и внимания толкает людей на губительные для них поступки?

«-Против воли он спасет и помилует тебя и обратит тебя к себе, потому что в нем одном и истина и успокоение…»

Кто-то сказал, что человек начинает верить в бога, когда перестает надеяться на все остальное. Религия, самопожертвование, полная покорность всему, что ей предложат… Безликая героиня, дающая ложное превосходство в глазах таких же людей, ничего не добившихся в жизни. Складывается ощущение, что ее отрешенность от мира страстей ничто иное как успокоительное мероприятие и , Мария не невинна и прекрасна, а недостаточно стойка, решительна, целеустремленна. Самопожертвование выглядит в ее ситуации как безнадежие, в этом чувстве нет благородства, скорее отвращение - быть сильным тяжело и страшно, она самовольно отказалась от этого и приравнивает собственное бездействие к одной из наивысших благодетелей. Единственная отличительная и совершенная черта характера искренность и порыв защитить то, чем дорожит. Милая, трогательная сцена искренней любви к брату и волнение за его дальнейшую судьбу.

Во время перехода истории от одних сцен к другим в любом из эпизодов прослеживается тонкая линия взаимосвязи с войной, и единственная мысль всех из участников военных действий- остаться в живых и защитить то, что дорого.

« Пройти эти сто шагов - и , наверное, спасен; простоять еще две минуты- и погиб, наверное..»

Переходя к следующим главам эпопеи, контрастом выделяется столичная жизнь высшего общества, с его мелкими и непритязательными талантам увеселениями:

« У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescents,выделывающих свои adolescentеs…это говорили взрослые девицы и молодые люди, приехавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Гончаровы нашли женихов и вышли замуж, и тем более пустили в славу эти балы…»

Как мелок и узок круг интересов, единственной новостью, говорившей о высоком качестве дела, является его приближенность к основным источникам плоти- удовлетворенность сексуального влечения, голода, жажды развлечений. Из-за отсутствия общественной и физической деятельности, люди перестают ее искать вовсе, и , как следствие, деградация личности путем неразвития ума охватывает целые города, страны, мир…

Одни живут в пороке, разврате, имея богатство, ничего не отдают нуждающимся, другие желают сильнее всего просто выжить на войне, и ,в противоположность всем, отдельные личности вовсе ненавидят жизнь и свое положение. Встреча Пьера с братством свободных каменщиков лишь на время дает почувствовать главному герою новые возможности, но все же на время. Что ему не хватает? Князь Болконский также дает нам ответ:« Старый князь, несмотря на свою старческую слабость, особенно сделавшуюся заметной в тот период времени, когда он считал своего сына убитым, не счел себя вправе отказаться от должности, в которую был определен самим государем, и эта вновь открывшаяся ему деятельность возбудила и укрепила его.»Как мы видим далее, не только людям, имеющим власть в обществе возможно забыться в увлекающем их деле: « Наташа с утра этого дня не имела минуты свободы и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей»-деятельность, любая не разрушающая душу деятельность, всегда во благо, когда тебе некогда думать о предназначении, о моральных качествах и усовершенствовании себя, когда ты просто делаешь то, что считаешь нужным, тогда ты обретаешь умиротворенность и счастье. Если посмотреть на роль деятельности и ей производных с современной точки зрения, класс рабочих мечтает разбогатеть с целью отдыха и эстетического наслаждения от красивых предметов, богачи продолжают работать, боясь потерять то, что имеют или просто не восполнить угасающий запас. Что же мы видим в произведении? С детства имеющие все необходимое для нужд и странностей - положение в обществе, богатство, уверенность в постоянстве- все это имеет дворянство не зависимо от того заслуженна им их повседневность, князьям и княгиням не к чему стремиться, они не ценят то, что имеют и не видят необходимости в труде. Крестьяне осознают свое положение, зная, что изменить ничего не удастся, и просто живут. В работе по тринадцать часов в сутки как часто они ласкают свое самолюбие, занимаясь самокопанием? Да, натура людей, имеющих образование, более сложна и восприимчива к волнениям общества, ей сложнее в бреду беспамятства и внезапных разочарований организовать свой быт не бесполезным трудом. Когда в твоей власти любая из прихотей мозга становится в один ряд с обыденностью, лишь внешнее воздействие способно повлиять и направить в другое русло неумолимую жажду к фантазиям. Одни в поисках себя признают новое общество, другие с головой окунаются в учение, третьим обстоятельства приказывают поменять поведение под стать окружению. Мало кого не интересовал вопрос о правильности его действий и поступков. Каждый находит верные ответы в своих, отличительных большинству эпостасиях.

В некоторые моменты приблизиться к истине помогают знаки, как и произошло однажды с князем Андреем.

« Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, - подумал князь Андрей, - да где он?- подумал князь Андрей , глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал….» Конечно печально, когда единственным другом, пусть и на короткий период, становится бездушное существо. Но человеку свойственно общение и желание поддержки извне, похожий на меня простит и сможет понять, оценить, помочь. Но что же делать, когда твое изображение, твоя точная копия меняется на глазах, и ты рад этим изменениям, ты готов идти вслед за ними. Друзья, говорящие на одном с тобой языке, сами того не осознавая, меняют тебя и магической силой действуют на твою реальность. Окружить себя нужными вещами, талантливыми людьми, лучшими из людей- не это ли Л.Н. Толстой говорит нам, не эти ли частицы мироздания составляют основу полноценной жизни? А любовь… Князь Болконский хочет испытать себя, найти что-то новое, но что именно даст ему терпкое наслаждение блаженством, он не знает. Но ответ прост и ясен, как сам источник всех душевных страданий- отличительно от тебя создание полностью соответствующее все желаниям и мыслям - родной человек, дающий все земные блаженства , признанные и обожествляемые не одним поколением общества.

« Давно я ждала тебя»- единственно достойный ответ столь внезапной перемене смысла жизни, само очарование и невинность отдалась ему всецело , не в качестве награды за тяжелые прожитые годы и испытания, только из его собственного желания и схожести внутренних миров. Мы все живем в ожидании чего-либо: начала каникул, отпуска, рождения детей, собственной смерти, новых интересных встреч, приятных моментов. И тот трепетный момент , когда желаемое сбывается, мы чувствуем в себе силы, страсть, очарование жизнью.

Что же представляет собой высшее блаженство и любовь?

« Миром,- все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью- будем молиться»,- думала Наташа.

Эта высшая идея любви, равенства, счастья… Прекрасная, благородная несбыточная мечта. Логично, из равенства и абсолютной любви требовать от всех в этом мире не проходящего потока радости и увлеченности жизнью. Утопия, которая никогда не станет к нам ближе и более досягаема, чем была изначально. Мы лишь можем бесконечно стремиться к полной свободе личности

«Если даже один человек из миллионов в тысячелетний период времени имел возможность поступить свободно, то есть так, как ему захотелось, то очевидно, что один свободный поступок этого человека, противный законам, уничтожает возможность существования каких бы то ни было законов для всего человечества. Если же есть хоть один закон, управляющий действиями людей, то не может быть свободной воли, ибо воля людей должна подлежать этому закону…»

Благодаря произведению «Война и мир» мы можем самостоятельно выбрать и следовать за своим предназначением - быть счастливыми. Анализируя ситуации, возможность выбора наиболее верного действия с нашей стороны возрастает, эпопея дает нам право с гордостью признать себя, хотя бы отчасти, но все же, психологами, хранителями людских таен, мастерами психоанализа. Раскладывая чужие жизни и явления, каждый способен понять правильность поступков и найти в этом многообразии моментов чужой истории необходимую ясность для себя.

Работа Л.Н.Толстого подарок это человечеству, учебник жизни для слушающих читателей, сама жизнь.
Администратор запретил публиковать записи гостям.