A+ A A-
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль:
Сочинение по литературе

ТЕМА: Образ дерева в поэзии А.С. Тарханова

Образ дерева в поэзии А.С. Тарханова 1 год 10 мес. ago #469

  • maks
Территория нашего многонационального Ханты - Мансийского автономного округа является исторической родиной для народов ханты и манси. В настоящее время литература как пласт национальной культуры представлена творчеством таких известных авторов как Юван Шесталов, Еремей Айпин, Мария Вагатова, Андрей Тарханов.

А.С.Тарханов - известный поэт нашего округа, чьи детство и юность прошли в деревне Аманья Кондинского района, с 2004 года он является Почётным жителем города Ханты-Мансийска. Награжден орденом Дружбы народов, и является лауреатом премии Губернатора автономного округа в области литературы за книгу стихов «Снежная симфония». Его стихи переведены на болгарский, венгерский, киргизский, чешский, и финский языки. А.С.Тарханов - явление не только мансийской культуры, но и общенациональной. В творчестве А.С.Тарханова широко представлена тема человека и природы.

Как отмечает Константин Яковлев: «Поэтический мир Тарханова - это мир человека, который не отделил себя от природы и не чувствует себя чем-то отличным от неё. Гармония настолько полна, что Тарханову мало любить природу самому. Он живет в родном краю, «и лесом, и небом любим». Это взаимная любовь».

Когда читаешь стихи А.Тарханова, представляешь: царственно гордые, величавые, священные кедры, голубые озера и синие реки, склон усыпанный брусникой, шишки голубые, на ветвях качаются, дождь необычайный. Поэт в своих произведениях отобразил красоту родного края. На основе его произведений мы можем изучать быт и культуру народов манси.

А вот что думает сам поэт о природе своего творчества. Начало всему было положено ещё в раннем детстве. Дело в том, что манси с особым трепетом относятся к природе, особое значение придают деревьям. А лиственницу манси считают священным деревом. Было такое дерево и в жизни маленького Андрея. Из поколения в поколение передавалось трепетное отношение к лиственнице: нельзя было подходить близко, многие проходили мимо, потупив взор, а уж о том, чтобы по дереву ударить, причинить ему боль, не могло быть и речи. Знал об этом и будущий поэт, но побороть в себе желание прикоснуться к священному дереву он не смог, и однажды это случилось: подошёл к лиственнице, погладил по стволу, ощутил тепло и тут, же в испуге отдёрнул руку, стал ждать кары. Но ничего не происходило. Тогда Андрей посмотрел вверх, увидел величие и красоту дерева и захотелось ему узнать, что оно говорит, попытаться услышать его голос: «И тогда, - уверен Андрей Семёнович, - я почувствовал, что во мне проснулся поэт».

Внимательный и заинтересованный читатель найдёт в литературном произведении ответ на многие вопросы, проследит, как менялось мировоззрение поэта, его восприятие окружающей действительности, его отношение к тем или иным событиям.

Образы деревьев в поэзии А.Тарханова, непосредственно связаны с образом природы, которая для поэта свой, горячо любимый мир.

В стихотворениях Тарханова образ дерева играет разную роль и имеет разное значение. Например, в стихотворении «Березонька», перед нами предстает девушка в белом полушалке, он жалеет её - белую красавицу, потому что ей зябко и утешает её, что скоро придет весна:

Кружат вьюги синие

Над моей березонькой.

Полушалок тоненький.

В нем тебе не зябко ли,

Белая красавица?

Просят солнца зяблики,

Для тебя стараются.

Так же есть стихотворения, где встречается образ священного дерева. Мы встречаем образ священной березы, сосны:

В стихотворении «священная березка» после совершения обряда «она словно в танце кружится в нарядном хантыйском платке».

В стихотворении «Священная сосна» мы видим образ старых друзей, которые встретились после долгой разлуки, поэта захлестывают воспоминания: природа дерево тарханов образ

Помнишь, вечер?

Голубой туман

Обнимал таежную дорогу.

Но поэт уехал, и молния сожгла вершину, и поутру сосна становится священной:

Ты священной стала поутру.

Земляки тебя боготворили,

Стала ты как память на миру,

Вместе нас сородичи любили.

Восприятие природы у Тарханова нетрадиционно и непривычно. Для поэта лес это второй мир его жизни, он живет в гармонии с природой, он для него и врачеватель, и надежный друг- хранитель.

Здравствуй, лес -

мой врачеватель,

Мой надежный друг - хранитель,

И души моей ваятель,

А потом её спаситель.

В стихотворении Тарханова «Мои деревья» лирический герой показывает свое отношение к каждому дереву. При виде кедра он замедляет свой шаг, кедр для него добрейшая душа, он для него всегда священный:

У кедра замедляю шаг -

Он для меня всегда священный,

Его добрейшая душа

Имеет импульс озаренья.

К березе автор относится с нежностью, береза изображена в разных образах, порою - мать, порой - гулёна :

Берёза трепетна, нежна.

Порою - мать, порой - гулёна.

Но сколько помню, то она

Глядела на меня влюбленно.

Сосна - любимица небес,

Парит над золотым откосом.

Автор ищет отдохновенье именно вблизи сосны.

А ель является для него укрытием, так как прячет его от дождя, спасает от пурги.

Осина - это символ скорби, оно вызывает у героя чувство грусти и тоски.

И, прислонясь к её коре,

Я провожаю птичьи стаи.

А к лиственнице автор относится с особым отношением. Она хранительница рода, она венчает строй древес таежной жизни.

В стихотворении «У священного кедра» автор приходит в кедровый бор, где его встречают косматые ели и кедры, он стоит очарованный этой картиной, словно оказался в запретном краю.

У священного кедра всегда - чудеса, чудеса.

Желтый бубен - луна над вершиною кедра висит.

И призывно, ритмично в него кто-то тихо стучит,

Юча - фея тайги в белой парке неслышно идет

И взмахнула руками - у кедра уже хоровод.

Когда читаешь такие строки, невольно печаль щемит сердце, что где-то есть не увиденное тобой чудо, мимо которого, может, ты и пробегал, да не заметил. Заметил его Андрей Тарханов и рассказал нам. После таких строк хочется постоять под елями, помолчать…

Если мы обратимся к стихотворению «Березовские лиственницы» то мы видим как Андрей Тарханов сравнивает лиственницы с воинами, наверно он имеет ввиду воинов которые оберегают свой народ, называет их вековыми подругами, так же он подчеркивает что в этих деревьях заложена стойкость таёжных людей, эти деревья дают нам силы, очищают от грехов, говорит о том что Меньшиков гладил рукою, Ваули взглядом ласкал. Эти священные деревья притягивают и самого автора.

Читая стихотворение «Спасительные кедры» Андрей Тарханов уже кедры называет воинами - плечистыми и стройными, так же в этом стихотворении автор раскрывает красоту дерева:

И в июне дерева зеленые

Зацветают и алеют кронами.

Пацаны - друзья мои шумливые -

Шишками любуются красивыми.

Голубые, на ветвях качаются

И целебным соком наливаются.

Но и о пользе дерева автор не забывает.

Все живое по округе радуют.

Радуются люди, белки рыжие,

Ронжи, соболи, медведи дюжие.

И самое главное, что он упоминает о кедрах:

Кедры для людей тайги - священные,

К ним несут сомненья сокровенные.

Рассмотрев несколько стихотворений, где встречаются деревья, мы можем сделать вывод о том, что деревья для А. Тарханова священны, у него особое, трепетное отношение к ним. В стихах Андрея Тарханова постоянно встречаются образы кедра, лиственницы, сосны, берёзы. Все его творчество проникнуто ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Он живет в гармонии с природой, лес для него врачеватель и друг-хранитель.
Администратор запретил публиковать записи гостям.