Текст для работы
(I) Директор школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель. (2)Разбил лампочку или заехал кому- нибудь в нос? (З)Разве всё запомнишь!
(4)— Подойди сюда и сядь. (5)Что у тебя за история? — устало произнёс он.
(6)— Это вы про собаку? (7)Я боялся, что с ней что- нибудь случится, и привёл её в класс. (

Она долго сидела под партой тихо, но потом заскулила, и Нина Петровна стала кричать, а потом велела нам убираться вон.
(9) — Всё? — спросил директор.
(10) — Нет, мы ещё были в милиции.
(II) Час от часу не легче! (12)Директор с шумом придвинул кресло к столу.
(13) — Как ты очутился в милиции?
(14) Лицо Таборки вспыхнуло. (15)Он заговорил сразу, без заминки:
(16)— Женщину она не кусала, она просто играла и ухватила её за пальто. (17)Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. (18)Она, наверное, думала, что моя собака кусается, и закричала. (19)Меня повели в милицию, а собака бежала рядом.
(20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился. (21)Он не видел ничего, кроме Таборки.
(22) — Давай дальше.
(23) Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим.
(24) — В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару...
(26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол.
(27) — Где ты нашёл её?
(28) — В посёлке. (29)Хозяева переехали в город, а собаку бросили.
(30) Мальчик неожиданно умолкал и так же неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух.
(31) — Когда я в первый раз привёл собаку домой, отец был в отъезде. (32)Мама сказала: (33)«От собаки одна толь¬ко грязь!» (34)Какая грязь может быть от собаки? (35)От со¬баки одна радость. (36)А потом приехал он и выгнал собаку.
(37) Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками: они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу.
(38) — Чем ему помешала собака?.. (39)Я не мог выгнать собаку. (40)Её один раз уже выгоняли. (41)Я всё время думал о ней. (42)Даже ночью просыпался. (43)В школе я тоже думал о ней. (44)Ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле. (45)Потом он заплатил штраф за порванное пальто и, когда меня не было дома, выгнал её. (46)Теперь у меня нет собаки.
(47) В комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.
(48) Неожиданно директор сказал:
(49) — Слушай, Таборка! (50)Хочешь, я подарю тебе собаку? (51)Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте.
(52) Мальчик покачал головой.
(53) Директор встал со стула, подошёл к мальчику и наклонился к нему:
(54) — Тебе надо помириться с отцом. (55)Обещай мне.
(56)— Я буду отвечать на его вопросы... (57)Пока не вы¬расту.
(58) — А что ты будешь делать, когда вырастешь?
(59) — Я буду защищать собак.
(По Ю. Яковлеву )