загрузка...
A+ A A-
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль:
Литература 19 века. Вопросы, задания, тесты

ТЕМА: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Вопросы, задания, тесты

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Вопросы, задания, тесты 10 мес. 2 нед. ago #983

  • sasasa7119
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 45
  • Спасибо получено: 1
  • Репутация: 1
Жизнь и творчество
1. Какие годы называют «лермонтовским периодом» в русской литературе?
2. Кто из русских писателей оказал влияние па раннее творчество Лермонтова?
3. Какие годы определяют «юношескую» лирику Лермонтова?_
4. Какими художественными методами пользуется Лермонтов в своём творчестве? _
5. Какие события общественной жизни и факты биографии оказали влияние на формирование мировоззрения Лермонтова?
6. В каком журнале Лермонтов печатает большинство своих произведений?
7. В битве на какой реке проявил храбрость корнет М. Ю. Лермонтов?
8. Где и когда состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым?
9. Назовите стихотворение, которое Лермонтов впервые подписал настоящим именем._
10. Почему В.Г. Белинский, сравнивая поэзию А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, определяет, что Лермонтов «поэт совсем другой эпохи», а его поэзия «совсем иное звено в цепи исторического развития нашего общества»?_
11. Кто были литературные кумиры Лермонтова?_
12. Какое произведение Лермонтова посвящено решающему моменту Отечественной войны 1812 г.?_
13. На чём базируются историко-философские взгляды Лермонтова?_
14. Какие черты личности Лермонтова являются доминирующими, определяют его отношение к жизни?_
15. Определите соответствие: произведение - герой.
1. «Демон» А. Полковник
2. «Маскарад» Б. Царь Иван Грозный
3. «Песня про купца Калашникова...» В. Нина
4. «Герой нашего времени» Г. Тамара
5. «Бородино» Д. Казбич
Задание 1. Заполнить таблицу «Основные темы творчества М.Ю. Лермонтова»
Основные темы Наиболее значимые произведения, написанные в этот период
Лирика
1. Назовите ряд стихотворений Лермонтова, которые можно отнести к теме поэта и назначения его поэзии.
2. Как в лермонтовской поэзии отразилось понимание сущности поэта и назначения поэзии?_
3. Что особенно ценил Лермонтов в своём друге А.И. Одоевском? («Памяти А.И. Одоевского»)._
4. Исключите стихотворения, которые не относятся к социально-исторической теме:
а) «Новгород»;
б) «Молитва»;
в) «Предсказание»;
г) «Из Андре Шенье»;
д) «Нищий».
5. Определите ряд стихотворений, в которых прослеживается тема одиночества. _
6. Каков лирический герой любовной лирики Лермонтова?
7. Каким стихотворным размером написано стихотворение «Расстались мы, но твой портрет...» (см. 1 строку)._
8. С кем связаны чувства поэта, переданные в стихотворении «Молитва»?
9. Какую роль играет природа в лирике Лермонтова?_
10. Приметы каких времён года запечатлел поэт в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...»?_
11. Почему можно сказать, что природа в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» передана в романтичном ключе?_
12. Какой художественный приём положен в основу стихотворения «Как часто, пёстрою толпою окружён...»?__
13. Каким представлен в стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён...» мир действительности и мир мечты?_
14. Какую жанровую форму представляет собой стихотворение «Дума»?
15. О каком стихотворении М. Лермонтова В. Белинский сказал: «Эти стихи писаны кровью, они вышли из глубины оскорблённого духа, это вопль, стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни в тысячу раз ужаснее физической смерти! И кто же из людей нового поколения не найдёт в них разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?»_
16. В чём причина трагедии современного Лермонтову поколения («Дума»)? _

Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Дума»

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию - презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы .жадно береэ/сем в груди остаток чувства
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. И предков скучны нам роскошные забавы, Их добросовестный, ребяческий разврат; И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад. Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Над промотавшимся отцом Насмешкой горькою обманутого сына.
1. Какие разноречивые чувства вызывает у вас это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть, радость)? Подчеркните варианты, которые вы считаете верными. _
2. Как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, ода, реквием)? Подчеркните варианты, которые вы считаете верными.
3. Определите размер стихотворения__
4. Почему ритм стихотворения замедленный? Какими средствами это достигается? Выпишите определения-эпитеты__
5. В чём упрекает автор свое поколение? Почему при этом в 1-й строфе он употребляет местоимение «я», а далее «мы»?_
6. Как соотнесены в тексте ключевые образы «отцов» и «детей»? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли меняются в последнем четверостишии ________
7. Какова композиция произведения?_
8. Почему в финале поэт называет свое поколение «толпой»?
9. В каком стихотворении Лермонтова создай поэтический образ России с её природой и народной жизнью?_
10. Проанализируйте одно из понравившихся стихотворений М. Ю. Лермонтова.

Категории анализа
Моё восприятие личности М.Ю. Лермонтова
Образ поэта в отзывах современников
Мой психологический портрет
Внешний облик Характер
Восприятие окружающими людьми Отношение к себе Отношение к людям
Отношение к Богу, мировой гармонии Отношение к призванию, творчеству
Духовно - нравственные переживания
Администратор запретил публиковать записи гостям.