Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680) — российский дипломат и политик второй половины XVII в.
А.Л. Ордин-Нащокин был выходцем из небогатой помещичьей семьи. Благодаря отцу получил хорошее образование. Карьера Ордина-Нащокина началась в 1642 г., когда он участвовал в разграничении новой русско-шведской границы по Столбовскому миру. В 1656 г. подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 г. — перемирие со Швецией. За это Алексей Михайлович удостоил его чина думного дворянина. Добившись в 1667 г. подписания выгодного для России Андрусовского перемирия с Польшей, получил чин боярина и стал во главе Посольского приказа с титулом «царской большой печати и государственных великих посольских дел сберегателя», т. е. государственным канцлером.
Будучи главой Посольского приказа, А. Л. Ордин-Нащокин предлагал расширить экономические и культурные связи со странами Западной Европы и Востока, заключить союз с Польшей для совместной борьбы со Швецией за обладание побережьем Балтийского моря. Резкость и прямота в суждениях приблизила его опалу. В 1671 г. вследствие доносов и интриг он был отстранен от службы в Посольском приказе, возвратился в Псков, в свое имение.
Через некоторое время Ордин-Нащокин оказался востребованным как эксперт по делам польским: в 1679 г. царь Федор III Алексеевич прислал за ним верных людей, приказав им снова облачить бывшего канцлера в боярское платье и доставить в Москву для участия в переговорах с польскими послами. Советы его в отношении поляков были признаны устаревшими, самого Ордина отстранили от переговоров и возвратили в Псков. Там он постригся под именем Антония в Крыпецком монастыре, где и скончался в 1680 г.
Результаты дипломатической деятельности А. Л. Ор- дин-Нащокина имели большое значение для России. Перемирие со Швецией 1658 г. и Андрусовское перемирие с Польшей значительно улучшили внешнеполитическое положение России. Россия вернула часть территорий, утраченных в годы Смуты. Карьера Ордина-Нащокина довольно уникальна для российской истории, так как он был первым мелким дворянином, получившим звание боярина и высокие должности в государстве благодаря не семейным связям, а личным способностям. До конца своих дней любил он книги, не только церковные, но и светские сочинения. Ко всему этому следует добавить острую наблюдательность, тягу к восприятию нового, неизвестного, стремление узнать и внедрить то лучшее, что имелось в более передовых странах Запада. Многие из современников говорили, что он — «человек умный, знает немецкое дело и немецкие нравы знает», а пишет «слагательно». Друзья и враги отдавали дань его уму и государственным способностям.