A+ A A-

Библейские мотивы в романе Б Л Пастернака "Доктор Живаго" - сочинение

Библия сама по себе много зна?ила для Б. Л. Пастернака. В "Охранной грамоте" он писал: "Я понял, ?то, к примеру, Библия есть не столько книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь ?елове?ества, и ?то таково все векове?ное". Поэтому интересны библейские мотивы в его твор?естве. В романе "Доктор Живаго" полу?или воплощение как нравственные стороны евангельского у?ения, так и другие, связанные с главной идеей, принесенной Христом ?елове?еству. "Смерти не будет", так зву?ит один из авторских вариантов названия будущего романа. По мнению Пастернака, ?еловек должен носить в себе идею бессмертия. Без этого он не может жить. Юрий Живаго с?итает, ?то бессмертие будет достигнуто ?еловеком, если он станет "свободен от себя" примет на себя боль времени, примет все страдания ?елове?ества, как свои. И зна?имо то, ?то главный герой не только вра?, но и поэт. Сборник его стихотворений является результатом, итогом жизни. Это жизнь Юрия Живаго после смерти. В этом бессмертие ?елове?еского духа. Еще одна тема, которая волнует Пастернака, как и Достоевского. Это тема духовного воскрешения ли?ности. Она явно вплетена в сложный романный ансамбль. Первые строки книги (похороны матери Юры, вьюжная но?ь после погребения, переживания ребенка) смысловой за?ин этой темы. Позднее Юрию Андрееви?у мнится, ?то он пишет поэму "Смятение" о тех днях, которые протекли между смертью Христа и его воскресением, о том пространстве и времени, когда шла борьба между воскресительной потенцией жизни и "?ерной земной бурей": "И две рифмованные стро?ки преследовали его: "Рады коснуться /И надо проснуться". Рады коснуться и ад, и распад, и разложение, и смерть, и, однако, вместе с ними рада коснуться и весна, и Магдалина, и жизнь. И надо проснуться! Надо проснуться и встать. Надо воскреснуть". А главный герой романа воскресение понимает так: "...Вот вы опасаетесь, воскреснете ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не заметили". Доктор Живаго с?итает, ?то ?еловек в других людях и есть душа ?еловека, его бессмертие: "В других вы были, в других и останетесь. И какая вам разница, ?то потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего". Интересна в романе и идея жизни как жертвы. Именно такой жизнью живут герои романа. Для Пастернака важна тема сострадающего тождества души одного ?еловека другому, мысль о неизбежности отдать всего себя за людей. Симушка Тунцова в романе рассуждает: "...Адам хотел стать Богом и ошибся, не стал им, а теперь Бог становится ?еловеком, ?тобы сделать Адама Богом". Героям Пастернака присуща любовь к ближним. В "Охранной грамоте" автор писал, ?то "будущее ?еловека есть любовь". И о главном герое романа так говорится: "...всю жизнь он старался относиться с любовью ко всем людям, не говоря уже о близких и семье". Есть еще один герой Микулицын, который, как и герои Достоевского, живет любовью к ближним. Это про него сказано в романе: "...он преступно добр, добр до крайности. Пошумит, покобенится и размякнет, рубашку с себя снимет, последнею коркою поделится". В романе Пастернака можно выделить два уклада бытия: естественная жизнь людей (время) и сверхъестественная (ве?ность). Лишь в контексте ве?ности жизнь ?еловека и всего ?елове?ества полу?ает для писателя смысл. Все события романа, все персонажи то и дело проецируются на новозаветное предание, сопрягаются с ве?ным, будь то явный параллелизм жизни доктора Живаго с крестным путем, судьбы Лары с судьбой Магдалины, Комаровского с дьяволом. "Загадка жизни, загадка смерти" над этой тайной бьется мысль автора "Доктора Живаго". И Пастернак разгадывает "загадку смерти" ?ерез жизнь в истории-ве?ности и в твор?естве. Вот по?ему у гроба Живаго любящая его женщина [ощущает "веяние свободы и беззаботности". Этого писателя всегда бесконе?но трогало ?удо жизни. 'Он никогда не утра?ивал ощущения перви?ной красоты того, ?то нас непосредственно окружает. Этому Пастернак отдал свою жизнь, и это, собственно, его в ней держало. Но он никогда не обособлял себя от времени, просто пытался утвердить гармонию того существования, с которым он пришел в жизнь. Вот этим нам и дорог Пастернак. В этом залог его если не ве?ной, то, во всяком слу?ае, длительной жизни.


Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает об исторических событиях 70-х годов XVIII века. Тогда восточную окраину России захлестнуло пугачевское восстание, и это событие меняет спокойную и мирную жизнь героев повести. Конечно же
Александр Пушкин написал много замечательных сказок для детей. Сказки преимущественно стихотворные, поэтому легко читаются. Вот мы на берегу моря сказки «О рыбаке и рыбке». Золотая рыбка исполняет желания захланної бабки. Сказка учит нас не
Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания поэмы «Двенадцать»,
Пожалуй, из всех человеческих чувств любовь являет­ся самым загадочным. Может быть, именно поэтому в древ­ние времена человек решил, что наиболее подходящим символом этого чувства должна быть луна с ее перемен­чивостью — убыванием и возраст
Толстой пересказывает не итоги внутреннего движения человеческой личности, а проникает в самый процесс ее мышления, ее чувствования. Не удовлетворяясь изображением внешних движений чувства, он обращается к раскрытию самого процесса психичес
Сейчас смотрят:{module Пастернак:}