A+ A A-
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль:
Доклады по русской литературе

ТЕМА: Литература и искусство на страницах романа Булгакова "Белая гвардия"

Литература и искусство на страницах романа Булгакова "Белая гвардия" 1 год 4 мес. ago #430

  • vika
Читая роман «Белая гвардия», можно заметить множество параллелей с литературными произведениями. На мой взгляд, автор романа стремится связать свое произведение с литературой предшествующей, отсюда появление «Капитанской дочки», «Войны и мира», «Тараса Бульбы», «Фауста» и т.д. Булгаков в своем романе связывает множество разных времен благодаря параллелям с литературными произведениями. Создается собирательный эффект, потому что когда читатель открывает книгу, он оказывается не только на страницах романа «Белая гвардия». Также важно и то, в какой момент появляется то или иное произведение. Я попытаюсь рассмотреть то, как взаимодействуют литературные произведения с романом и как углубляют его смысл. «Капитанская дочка». Появляется этот роман в самом начале, более того, фрагмент из этой книги становится эпиграфом к «Белой гвардии». В обоих произведениях одной из основных тем становится тема чести, поэтому появление этого эпиграфа не случайно.

Героям романа будет также предоставлен выбор, также как и Гриневу в «Капитанской дочке». Эпиграф - некий символ заблудившихся в буре революции людях: «все смешалось», «все исчезло». «Береги честь смолоду» - основная тематика обоих произведений. Тема чести в романе Булгакова чрезвычайно важна. Офицерская честь заставляет Алексея и Николку, Карася, Най-Турса, Мышлаевского, Шервинского и других белогвардейцев идти и защищать Киев от Войск Петлюры. Честь для Булгакова - то, без чего нельзя жить. Также в романе встречаются такие строки: «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи». На мой взгляд, именно эти строки можно отнести к личному отношению Булгакова, то есть их можно трактовать так, что автора беспокоит культурное наследие человечества. «Апокалипсис».

Фрагмент из Откровения Иоанна Богослова также становится эпиграфом к роману «Белая гвардия». Это становится некой вневременной точкой зрения на происходящие в романе события. Отрывок из «Апокалипсиса» усиливает впечатление от той самой бури революции, в которой заблудились герои романа. Именно в этом эпиграфе отражается личностная причастность каждого из героев ко всему происходящему, то есть каждый герой будет судим «сообразно с делами своими». «Тарас Бульба». Не случайно появление отсылок к произведению «Тарас Бульба». Гоголь также, как и Булгаков в своем произведении описывает Украину. Именно с Тарасом Бульбой сравнивает Булгаков своего героя Василису: «Василиса в кресле. В зеленой тени он чистый Тарас Бульба. Усы вниз, пушистые - какая, к черту, Василиса! - это мужчина.». Для обоих писателей было важным отображение действительности. В обоих произведениях повествуется о неком историческом событии, в котором находит себе отражение целая историческая эпоха. Героическая борьба запорожцев в «Тарасе Бульбе» сравнивается с борьбой офицеров, которые идут защищать Киев от войск Петлюры.

«Бесы». Роман Достоевского читает главный герой - Турбин. Автор подчеркивает то, как он возвращается к одному и тому же моменту в книге: «Русскому человеку честь - одно только лишнее бремя...» По сути, смысл этой фразы заключается в том, что русского человека можно сподвигнуть на любой поступок. В контексте революции эта фраза - полное отрицание чести, что противоречит полностью булгаковскому герою. Честь для автора романа, как следствие, и для его героев одно из определяющих качеств человека. «Война и мир». Булгаков продолжает художественные традиции романа Толстого.

Именно это проявляется в доме семьи Турбиных. На доме этой семьи также отражаются все происходящие события, но при всем при этом, дом был и остается единственной нравственной опорой для героев романа. Как и в романе «Война и мир» перед нами предстает гостеприимный и уютный дом (что описывается в самом начале романа). Дом Ростовых также уютен и щедр. До своей смерти Турбина, как и Наталья Ростова посвящала себя семье и детям и оставила после смерти своей завещание «жить дружно». Обе семьи изображены в тяжкие для России годы: Турбины во время революции, Ростовы во время войны 1812 года. Все это способствует еще большему сплочению семей, что подчеркивают оба автора, ведь ни одну из семей не обходят трудности: погибает Петя Ростов, ранен старший брат Алексей. Более того, и Толстому, и Булгакову невероятно близки их семьи.

Обе семьи - это символ неких устоев, старых порядков, островков мира и уюта. То есть крушение дома символизирует развал России с ее культурой и традициями. «Фауст». «Фауст, как Саардамский Плотник, - совершенно бессмертен». Образ, ставший в «Белой гвардии» символом домашнего очага. Символ того самого вечного, как и сама жизнь. Автор подчеркивает, то, что даже когда не станет всех обитателей дома, все останется, как и прежде. «…опять зазвучат клавиши, и выйдет к рампе разноцветный Валентин, в ложах будет пахнуть духами, и дома будут играть аккомпанемент женщины, окрашенные светом…» - тут прямая отсылка к опере «Фауст» и арии Валентина «Я за сестру тебя молю», опять же отсылка к мысли семейной в романе. В.Гюго «Полный мизерабль, как у Гюго». Здесь Булгаков обыгрывает название романа Виктора Гюго «Отверженные». «Ночь перед Рождеством» Именно эту оперу напоминает Мышлаевскому картина за окном. «А в окнах настоящая опера «Ночь под Рождество», снег и огонечки, дрожат и мерцают... «Желал бы я. знать, почему стреляют в Святошине?» И безобидно, и далеко, пушки, как в вату, бу-у, бу-у...» Я считаю, что роль искусства и литературы в романе «Белая гвардия» очень важна, так как именно отсылки наполняют роман чем-то вечным. Книги, которые читают из поколение в поколение, музыка, картины. Все это создает определенную атмосферу. Также, я считаю, что для Булгакова было важным показать свою личную связь с предыдущими деятелями искусства. Для автора было важным сохранить и передать духовные и моральные устои.
Администратор запретил публиковать записи гостям.