A+ A A-
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль:
Доклады по русской литературе

ТЕМА: Реалистическая литература во второй половине ХХ века

Реалистическая литература во второй половине ХХ века 1 год 7 мес. ago #428

  • vika
Современный реализм - это усовершенствованный, усложненный, новый реализм. Усложняются средства, приемы, но неизменным останется основной принцип реализма - отображение реального человека в реальных объективных обстоятельствах, влияние этих обстоятельств на формирование характера и поведения героя. Классические приметы реализма: объективность, типизация, рассмотрение действительности в развитии (историзм), взгляд на искусство как на средство познания действительности, воспитательная функция искусства. Реализм второй половины ХХ в. возвращается к старому классическому герою, тогда как постмодернизм включает его в интеллектуальную игру. Классический герой в реализме поставлен в новые обстоятельства, как правило, экзистенциальные, и описан при помощи новых технических приемов из арсенала модернизма и постмодернизма. Также в современном реализме используются новые способы сюжетосложения, напр., пересечение различных временных планов (в прозе Фолкнера). Реалистическая литература ХХ в. отличается многообразием и сложностью содержания, повышенной интеллектуальностью. Помимо этого - обращение к мифу (напр., романы Кристы Вольф «Кассандра», «Медея»); к подсознательным сферам психики; науке, мистике; использование условных приемов, иносказания, притчи, символики и т.д. Современные реалисты стремятся изучить все возможности человеческой души, все противоречивые состояния, в которых может пребывать личность в современном обществе. Но в реалистическом тексте не просто показаны эти состояния и поступки, но и сделана попытка объяснить их ради гуманистической, воспитательной цели, способствовать пониманию человека человеком.

Основные темы реалистической литературы, прежде всего, зависят от той эпохи, которую реалисты стремятся объективно описать, но не менее важны и «вечные темы», т.к. реалистическая литература связана с дидактическими целями:

личность как «сверхмиф ХХ в.»;

поиски духовной опоры;

движение за гражданские права человека, в особенности женщин и национальных меньшинств (в Америке - «негритянская литература»);

Жанры: научная фантастика (Рэй Брэдбери и др.); документальные жанры (Норман Мейлер); интеллектуальный роман (Сол Беллоу); роман-миф (Джон Апдайк «Кентавр»), роман-притча (Уильям Фолкнер «Притча», 1954), семейный роман (романы Эрве Базена).

Во Франции - Эрве Базен, Робер Мерль, Ромен Гари.

В Англии - Грэм Грин (с преобладанием постмодернистской эстетики).

В Германии - Генрих Белль, Зигфрид Ленц.

В Америке - Уильям Фолкнер, Эрнест Хемингуэй.

В Японии - Кэндзабуро Оэ, Кобо Абэ.

Неореализм. После Второй мировой войны появляется неореализм. В самом узком понимании термина неореализм - это направление в итальянской литературе и искусстве 40-50-х гг. ХХ в. Новая форма критического реализма, возникшая как реакция на фашистскую идеологию. Влияние М. Горького, американской прозы 30-х гг. (Хемингуэй, Фолкнер). В центре «неореализма» судьба простого человека. Стиль и язык - простота, сдержанность, доходчивость. Идеи - стремление к социальной справедливости и демократизм.

Уильям Фолкнер (1897-1962)

Американский прозаик. Родился на Юге Америки. История, легенды юга Америки нашли непосредственное выражение в творчестве Фолкнера. Лауреат Нобелевской премии 1950 г. Начал писать со стихов - в 1924 г. выходит стихотворный сборник «Мраморный фавн», где отразились увлечения Фолкнера французским символизмом, в частности поэзией Стефана Малларме.

г. - романы «Сарторис» и «Шум и ярость». В этих романах впервые появляется вымышленный город (округ) Йокнапатофа - «маленький клочок земли величиной с почтовую марку». Фолкнер размещает Йокнапатофу на юге Америки. С тех пор почти все романы Фолкнера отличаются единством места - действие в них происходит в округе Йокнапатофа, где сосредоточены все современные конфликты. Йокнапатофа - это «аллегория всей американской жизни» Фолкнер: «Мне хотелось бы думать, что мир, созданный мною, - это нечто вроде краеугольного камня вселенной, что, сколь бы ни мал был этот камень, убери его - и вселенная рухнет». Фолкнер использует прием утопической литературы - вымышленное место и реальные исторические события в Америке. В результате такого отстраненного взгляда ярче проявляются противоречия реального исторического процесса. Тот же прием использует Г. Гарсиа Маркес (Макондо).

Трилогия «Деревушка» (1940), «Город» (1957), «Особняк» (1959).

В своих романах Фолкнер «играет» со временем, время может останавливаться, а может бежать с большой скоростью. Фолкнер сочетает время «местное» (примерно с 20-х гг. 19 в. до 40-х гг. ХХ в.) и время историческое (прошлое, настоящее и будущее), неподвижное мифологическое время и мгновенное реальное «здесь и сейчас» время. Принцип двойного видения - отличительная черта прозы Фолкнера.

Фолкнер ставит своих героев в экзистенциальные «пограничные» ситуации, чтобы проверить их на способность «выстоять и победить». Использует элементы «потока сознания». В творчестве Фолкнера (реалистическом по преимуществу) смешиваются различные стили: от возвышенного, библейского (Ветхий Завет - любимая книга Фолкнера) до юмористического; различные точки зрения на один и тот же предмет; различные художественные системы. Задача: выразить универсальную идею в индивидуальном облике реального человека.

Ромен Гари (Роман Касев, 1914 - 1980)

Лауреат двух Гонкуровских премий - единственный случай со времени утверждения этой премии в 1896 г. Кавалер ордена Почетного легиона, ордена «За освобождение», лично врученного ему де Голлем.

Псевдоним - слова романса «Гори, гори, моя звезда…», который часто пела ему мать. Родился в России, в Москве. Мать - актриса Нина Борисовская, своим отцом считает Ивана Мозжухина - звезду немого кино. В 1917 г. мать увозит его в Литву, в Вильно, потом - в Варшаву. В 1927 г. вместе с матерью переезжает в Париж. Во Франции получает юридическое образование. В 1938 г. окончил летное училище. Во время Второй мировой войны служил во французской эскадрилье в составе Британских ВВС, участвовал в освобождении Франции. С 1945 г. - на дипломатической работе.

г. - первый роман «Европейское воспитание». Эа этот роман Гари получает французскую премию Критики. Роман о Французском Сопротивлении, автобиографическая проза: эпоха и «Я», порожденное этой эпохи и представленное на ее фоне. Вся проза Ромена Гари имеет в той или иной степени автобиографические черты. Оставаясь на позициях реализма, проза Гари вбирает в себя достижения модернизма, особенно в вопросе изображения нюансов внутренней, субъективной, психической жизни героя.

г. - роман «Корни неба». Первая Гонкуровская премия.

г. - женится на голливудской актрисе Джин (Жанн) Себерг, в то время американской студентке. Через несколько лет они расстаются. 1968 г. - волна студенческих революций во Франции, в это же время в Америке - «движение черных», которое поддерживает Джин Себерг. Об этом движении в повести Гари «Белая собака». Джин увлекается наркотиками. Отношения Джин и Ромена Гари к тому времени окончательно разладились. В 70-м году Джин сообщает Ромену Гари о своей беременности, и Ромен Гари полностью берет на себя заботу о жене. Он отвозит ее в Швейцарию. Роды были преждевременными. Дочь Нина, названная так в честь матери Ромена Гари, прожила несколько недель. Стресс у обоих.

г. - «Глотатели звезд».

г. - роман «Чародеи» - исторический и одновременно фантастический роман о приключениях венецианцев в России ХVIII века.

г. - роман «Ночь будет спокойной».

г. - в издательстве Галлимар выходит роман Эмиля Ажара «Жизнь впереди». В этом же году автору романа присуждена Гонкуровская премия. Тайна псевдонима раскрыта. Ромен Гари официально отказывается от своего произведения, потому что Гонкуровская премия не может быть присуждена дважды. У Гари депрессия.

г. - роман о современной Франции «Печаль (страх, тоска) царя Соломона».

В 1979 г. покончила с собой Джин Себерг. Ее нашли в собственной машине мертвой от передозировки снотворного. Гари выступает в защиту имени бывшей жены, против скандальных публикаций (в частности против разговоров о том, что ребенок Джин Себерг от «черного»). На одной из пресс-конференций в 1980 г. Гари сказал, что Джин Себерг убило ФБР. Придя домой после конференции, он берет пистолет и убивает себя выстрелом в рот. В предсмертной записке он написал: «Никакого отношения к Джин Себерг. Прошу ревнителей культа разбитых сердец обращаться по другому адресу. Можно объяснить все нервной депрессией. Но в таком случае следует иметь ввиду, что она длиться с тех пор, как я стал взрослым человеком, и что именно она помогла мне достойно заниматься литературным ремеслом. В таком случае почему? Вероятно, ответ на этот вопрос можно найти в моем автобиографическом романе «Ночь будет спокойной» и в последних словах последнего романа: Наконец я выразил себя полностью».

В 1981 г. посмертно выходит автобиографическая книга «Жизнь и смерть Эмиля Ажара», где описана вся история литературной мистификации.

Робер (Жан Жорж) Мерль (р. 20 [29?] августа 1908 г., Тебесса, Алжир)

Французский прозаик. Сын офицера. Окончил литературный факультет в Париже. Участвовал во Второй мировой войны в составе частей генерала Шарля Де Голля. Под Дюнкерком попал в плен и провел три года в лагерях для военнопленных. Впечатления Дюнкерка легли в основу первого романа Мерля. «Уик-энд на берегу океана» ((«Воскресный отдых на южном берегу», 1949). Робер Мерль лиценциат философии, имеет степень доктора литературоведения за книгу «Оскар Уайльд, или Судьба гомосексуалиста» (1948). С 1949 г. был профессором английской литературы в Реннском, а также Тулузском, Алжирском (1962-1964), Парижском (Нантер) университетах. Член коммунистической партии Франции с 1974 г. Живет в предместье Парижа.

Робер Мерль ощущал свою чужеродность современной французской литературе и сам называл себя «американским романистом, пишущим по-французски». Единственный роман Мерля, получивший премию во Франции (Гонкуровскую премию), - первая книга «Уик-энд на берегу океана». В романе описываются два июньских дня 1940 г., когда немецкая армия бомбила союзные войска. Бессмысленность, абсурдность войны и безысходность - основные настроения романа. Своей задачей Р. Мерль считал возрождение политического романа в его разнообразных вариантах. Основанная тема его творчества - война в прошлом и будущем, разоблачение «военного психоза».

В своем творчестве Мерль развивает две линии: исторического и современного романа. Он остается приверженцем традиции реалистического романа и неороманную литературу не принимает. Исторический роман как таковой чужд формальным экспериментам. Но Р. Мерль одним из первых обращается к жанру политической фантастики и создает свою разновидность этого жанра.

Мерль соединяет различные жанровые формы, художественная условность переплетается с документально выверенными фактами, фантастика с естественно-научными данными, прогностика с философскими и социальными аспектами. Более всего Мерль озабочен состоянием общества, а для того, чтобы выявить скрытое состояние мира, он прибегает к соединению невероятных обстоятельств с характерами, развитие которых обусловлено обществом. Немодернистское по своей сути творческое наследие Мерля тяготеет к роману идей, для которого свойственны философские размышления и художественное «проигрывание» возможных ситуаций.

г. - роман «Смерть - мое ремесло», где страшные события ХХ в. помещены в форму классического романа воспитания. В этом романе немецкий офицер-фашист рассказывает о своей жизни. Идея: с помощью определенной системы воспитания человека можно превратить в автомат.

г. - роман «Остров» - авантюрный роман … века.

г. - роман «Разумное животное» - роман-предупреждение, «роман-гибрид», в котором сочетаются политическая и фантастическая линии и классическая европейская романная традиция. Роман рассказывает об опытах над дельфинами в военных целях. Говорящие дельфины и «третья мировая» война. Роман в то же время является интересным примером контакта, выработки языка общения с иным разумом, но не в космосе, а на Земле: с расой разумных обитателей океана; экранизирован.

г. - «За стеклом» - роман-документ о весне 1968 г. во Франции. В романе описан час за часом день 22 марта 1968 в Нантерском университете. Роман представляет собой синтез репортажа и хроники, в нем очевидны интертекстуальные связи с социальным и психологическим романом, в нем есть отголоски романа идей и нравов. Конкретные события передают биение времени, герои живут в настоящем, которое воздействует на них, формируя разные модели мировосприятия и поведения. Мерль четко определяет место и время действия: Нантер, с утра 22 марта до вечера того же дня. Стеклянный куб филологического факультета Сорбонны играет роль всеобъемлющего символа эпохи: все друг друга видят и все изолированы друг от друга. Одиночество людей, отсутствие милосердия и понимания между ними рельефно визуализируются для читателя. Автор перепоручает разным персонажам вести повествование, что позволяет создать подлинную картину событий, увиденную изнутри. Анархический, всеотрицающий бунт студентов, замыкаясь на себе, бесплоден и разрушителен. Но он обнажает невидимые границы между кастами внутри благополучного демократического общества.

г. - роман «Мальвиль» - роман-утопия / антиутопия. Рассказ о предполагаемой жизни после взрыва атомной бомбы весной 1977 г. Автор предполагает, что в апреле 1977 г. произошла ядерная катастрофа. В винном погребе старинного феодального замка уцелело несколько человек. Они все начинают с начала, их задача - выжить, сохранить и продолжить человеческий род. Это новый вариант «робинзонады».

г. - роман «Охраняемые мужчины» о предполагаемой победе феминистского движения. Роман-гротеск, антиутопия.

г. - роман «Мадрапур», экзистенциальная проза, философская, метафизическая фантастика. В этом романе поставлены вечные вопросы о смысле жизни и смерти. Сюжет дан в духе научно-фантастического романа - никем не управляемый самолет летит в никуда. Мадрапур - страна, которой нет. В основу авторских размышлений о смысле жизни положена философия буддизма. Буддистская идея жизненного круга («чакры») и поиска выхода из него (теория перехода из одного состояния в другое путем нравственного очищения). На первый взгляд это довольно мрачная книга, но мысль автора такова - надо уметь испытывать интерес к тому, что происходит «здесь и сейчас», радоваться жизни и, стремясь к лучшему, ценить настоящее. В романе, по словам Мерля, нет речи ни о метемпсчихозе, ни о нирване, для него важен «этот образ колеса времени, к которому люди привязаны со своими заботами и бедами, которое подчиняет их вплоть до конца их земного существования неутомимому ритму своего движения». Мерля поражает неспособность человека понять, что смерть настигнет именно его - отсюда равнодушие. Человек в экстремальной ситуации - размышления о человеческом уделе.

С 1977 г. Мерль задумывает книгу «Судьба Франции» о 16 в. и религиозных войнах того времени. Это должен был быть исторический роман в реалистических традициях. Потом - цикл романов на эту тему

г. - возвращение к современности. Роман «Солнце встает не для нас» («Для нас заря не займется»).

г. - роман «Идол» об итальянской истории 16 в.

Эрве Базен (псевдоним Жана Пьера Эрве-Базена, 1911-1996)

Мэтр французской психологической прозы 40-80-х гг. Один из самых читаемых французских авторов. В 55 г. называется лучшим французским писателем последнего десятилетия. Президент Академии Гонкуров. Автор текста гимна Мира. В своем творчестве обращается к вечным человеческим проблемам. Проза Эрве Базена реалистична, но это реализм, в котором сливаются в единое целое лиричность, ироничности даже сатиричность, романтическая приподнятость и детальная разработка достоверных фактов. В своем творчестве Базен обращается к традиционным темам и по преимуществу использует традиционные художественные образы. В результате его творчество иногда относят к массовой литературе в ее лучших образцах.

Эрве Базен получил филологическое образование. В 1933 г. он уезжает в Париж, бросив католический факультет в своем родном городе Анже (Анжере), и поступает учиться на филологический факультет Сорбонны. Семья не поддерживает его решения, и Базен ведет нищенское существование. Он работает продавцом, рабочим-поденщиком, почтовым служащим, одновременно занимается журналистикой и литературной критикой. В 1940 г. мобилизован в армию.

В 1946 г. Эрве Базен вместе с несколькими молодыми поэтами и прозаиками основывает журнал «Кокий» («Раковина»), где, в том числе были, опубликованы его стихи. Первый стихотворный сборник Базена «День» получил в 1947 г. престижную премию Гийом Аполлинера.

г. - первый роман «Змея в кулаке». Впоследствии «Змея в кулаке» станет первым романом в трилогии «Семья Резо». Все три романа трилогии по жанру - социально-бытовые романы о взаимоотношениях в современной семье, проблемах власти и денег. Особенность прозы Эрве Базена в том, что он использует прием циклизации и в этом продолжает традицию Бальзака. Основа - семейные отношения.. В первом романе исследуется сложная история взаимоотношения матери и ребенка. Роман имел шумный успех. Книга даже вызвала скандал из-за автобиографических совпадений. Не только образ главного героя романа был автобиографичен. Совпадение главной героини с матерью автора также было очевидным, причем этот образ был резко отрицательным. Главный смысл книги заключался в позиции юного героя (сына) - бунтаря, сумевшего выстоять в сложной семейной ситуации, не покориться, остаться человеком перед лицом зла, олицетворением которого была мать. В первом романе Эрве Базен определили характер своего героя, а в дальнейшем предложил несколько различных вариантов его судьбы.

г. - роман «Головой об стену», где представлена история поражения героя. Непримиримый бунтарь надламывается и сходит с ума.

г. - роман «Смерть лошадки» - второй роман трилогии «Семья Резо». Главный герой - бедный интеллигент Жан Резо находит реальные способы нравственного выживания, сохраняет человеческое достоинство и собственную независимость. В следующих романах Базен продолжает именно эту, более оптимистическую линию: «Мои персонажи не сдаются - и их пример - урок постоянного мужества».

г. - роман «Встань и иди».

г. - роман «Во имя сына».

В целом, книги, написанные с 1948 г. по 1960 г., Базен обозначил термином «Опус 1» и назвал «периодом крика». Его проза представляет собой синтез объективной описательности с лирическими и сатирическими субъективными оценками. Все романное пространство у Эрве Базена заполнено субъективностью: сильные эмоции (гнев), сарказм, лиричность. Эта субъективность проявляется, буквально вырывается, в виде резких выкриков, восклицаний, вложенных в уста героя романа. Но чаще всего субъективность проявляется скрыто, в косвенных формах: в сравнениях, метафорах, перифразах, имеющих четко выраженный эмоционально-оценочный смысл. Каламбуры, игра слов, смысловые противопоставления слов, сходных по звучанию, авторские неологизмы - все это Базен использует для более точного выражения чувств героев, для большей экспрессивности.

Второй период творчества - «Опус 2» или «период сортировки, отбора».

г. - роман «Супружеская жизнь» о том, как «вещи съели людей»; о том, как стандартный стереотип потребительского общества проявляется в буднях среднестатистической семьи. Тема романа связана с расцветом потребительского общества, с культом вещей («вещизмом») и денег. Базен признавался, что во время работы над романом изучал каталоги и проспекты магазинов женского белья и товаров для детей, женские журналы и рекламные советы, т.е. как бы проникся духом потребительской идеологии. Тематика романа «Супружеская жизнь» получила продолжение в книге «Анатомия одного развода» («Мадам-Экс», 1975; мадам-экс, т.е. бывшая жена, - неологизм Базена).

г. - роман «Счастливцы с острова отчаяния» - максимально обобщенное представление о феномене потребительства. В основе романа лежит реальная история: жители (274 человека) атлантического островка Триста-да-Кунья потерпели извержение вулкана. Их эвакуировали в Англию и создали все условия для жизни. Но все они решили вернуться, потому что хотели жить так, как жили раньше. Столкновение двух цивилизаций, двух эпох, противоположных систем ценностей.

г. - роман «Крик совы» - третий роман трилогии «Семья Резо», к которой Базен обращается после 24-летнего перерыва. Юный бунтарь превращается в отца большого семейства, маститого писателя. Его семья - «островок человечности». Но вот в семью после долгой разлуки врывается его старая мать, и вместе с ней в дом входит жизнь, от которой Жан Резо пытался отгородиться. Две основные темы: уязвимость, хрупкость семьи и судьба молодежи. Символические фигуры Мать, Отец, Сын, Время.

г. - книга эссе «Во что я верю» - Затрагивает острые социально-этические темы - дискредитация нравственных принципов, проблемы религии в современном обществе, роль семьи и любви в наше время, положение женщин и молодежи в обществе и др.

г. - повесть «И огонь пожирает огонь».

г. - роман «Зеленый храм».

г. - «Азбука», где Базен в публицистической форме излагает свои мысли, статьи расположены по алфавиту в форме словарных статей.

Генрих Белль (1908, Койлен - 1978, Койлен; лауреат Нобелевской премии 1972 г.)

Обесчеловечению на войне посвящены ранние рассказы и романы Бёлля. «Бильярд в половине десятого» (1959) и «Глазами клоуна» (1963) дают портрет немецкого среднего класса со времен Веймарской республики до эпохи «экономического чуда». Симпатии Бёлля к изгоям и жертвам общества, основанного на фальшивых ценностях, особенно заметны в самом его большом экспериментальном романе «Групповой портрет с дамой» (1971). Военная тематика в романах и повестях Бёлля, прошлое и настоящее, драматические судьбы героев и их зависимость от трагической истории Германии («Бильярд в половине десятого»). Бёлль об ответственности и свободе выбора. Романтизация героя, черты «клоунады», эксцентричности, противопоставление нравственного образца («Групповой портрет с дамой») обществу потребительства и насилия.

Криста Вольф (род. в 1929 г.)

Криста Вольф - немецкая писательница, лауреат многих литературных премий, член Академии искусств Германии. Автор романов «Расколотое небо» (ИЛ, 1964, № 1), «Образы детства» (1976, рус. пер. 1989), повестей «Московская новелла» (1961), «Размышления о Кристе Т.» (1968), «Кассандра» (ИЛ, 1986, № 1), «Авария. Хроника одного дня» (1987; ИЛ, 1987, № 12), «Летний этюд» (1989, рус. пер. 1990), книги рассказов «Унтер-ден-Линден. Три невероятных истории» (1974), автобиографического эссе «Что остается» (1989; рус. пер. 1990). Роман «Медея. Голоса» вышел в Германии в 1996 г. (ИЛ, 1997 № 1).

Криста Вольф представляет феминистическую линию в восточногерманской литературе. Ее герой, носитель идеала - женщина. Молодая женщина, ищущая себя, - главная героиня автобиографической повести «Размышления о Кристе Т.». Знаменитые мифологические героини троянская пророчица Кассандра и царевна Колхиды Медея стали главными героинями романов К. Вольф «Кассандра» и «Медея».
Администратор запретил публиковать записи гостям.