A+ A A-
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль:
Доклады по русской литературе

ТЕМА: Парадокс как художественный принцип драматургии Л. Андреева

Парадокс как художественный принцип драматургии Л. Андреева 1 год 2 мес. ago #420

  • vika
Художественный текст, являясь произведением литературы, выступает одним из средств познания окружающего мира человеком и направлен на формирование человеческой личности. Одним из наиболее ярких средств актуализации внимания читателя на важных аспектах художественного контекста выступает парадоксальное противоречие. Понятие «парадокс» возникло в древнегреческой философии для характеристики нового оригинального мнения. Парадокс как стилистический прием восходит к античной риторике, а в современной науке неоднозначно трактуется с позиций логики, философии и лингвистики.

В древнегреческой философии стоиков термин обозначал странное, оригинальное мнение, которое противоречит здравому смыслу. Ученые использовали его для обозначения оригинальности взглядов. Парадокс отвечал стремлению к ясности, почти математической точности и сжатости при изложении общих положений философии, этики, морали. Черты парадокса: 1) алогизм, 2) одновременная реализация отношений контраста и тождества, 3) обобщенность, 4) неожиданность в трактовке известного и привычного – лежат в основе определения стилистического приема парадокса.

Парадокс является одним из принципов художественного метода Л. Андреева. Характерной чертой творчества Л. Андреева является парадоксальное соединение социального с общечеловеческим. В драмах глубокая нравственная проблема соединяется с актуальной социальной действительностью. Согласно позиции Андреева, в людях всегда скрыто живет нечто внеличностное, нечто и божественно-возвышенное, и бесовски-греховное. Андреев мог изобразить в человеке и возвышенно-божественное, и бесовски-греховное в процессе выявления человеческих пороков и глубин психики. Драматург рисовал светлую и темную стороны человеческой личности.

Чувства отчаяния и безысходности, неверия в светлые начала человеческой жизни сужали идейные позиции Андреева, выразившего в своем творчестве с художественной силой смятение, страх широких слоев оппозиционной демократической интеллигенции перед капитализмом в эпоху его распада. В годы реакции складывается своеобразная художественная манера писателя – угловатая, резкая. Андреев выражает напряжение и предельно обостряет эмоциональность, используя нагромождение образов, контрасты сгущенных красок. Он отбрасывает детали, оставляя только схемы, контуры, а образы гиперболизирует. Гиперболическому стилю его книг соответствовал гиперболический стиль его жизни.

Анализируя драматургию Андреева, ученые Иоффе И. и Дрягин сумели увидеть в ее гиперболичности, гротесковости, контрастности, схематичности не художественный изъян или отсутствие вкуса, а новаторство творческого метода писателя. Как отмечает Соколов А.Г. в своей статье «Парадокс как принцип художественного метода Леонида Андреева». Парадокс творческого пути Андреева – прозаика и драматурга – заключается в том, что писатель никуда не «эволюционировал» – ни от реализма к модернизму, ни наоборот. Он был и тем, и другим сразу с самого начала своей писательской деятельности.

Иронии и парадоксу Андреев отводил важную роль. Современные исследователи трактуют иронию как способ эмоциональной иносказательной критик, при которой за якобы положительной оценкой скрыта насмешка. Это смех с подтекстом, позволяющий художнику держать дистанцию по отношению к изображаемой действительности. Ирония сродни парадоксу – лаконичной, остроумной, нетрадиционной трактовке явления в целях разоблачения его истинной сути. Названные художественные способы и формы изображения позволили Андрееву предельно лаконично выразить довольно сложную концепцию современного мира и человека. Андрееву интересен герой, ищущий смысл жизни («Жизнь Человека»), добро и истина в экстремальных ситуациях, чаще всего на пороге смерти («Анатэма»). Выбор драматурга – между мировой безжизненностью, неодушевленной бесчеловечностью и дьявольской полнотой.

Религиозно-мифологическое сознание, евангельский парадокс предстают как художественная реальность. С помощью парадокса, гротеска, иронии Андреев разрушал канонические христианские мифы и созидал новые. По пути, открытому Андреевым, вскоре пойдут многие неомифологи XX в. Андреев исследовал метаморфозы и парадоксы человеческой мысли: как ее рационально логического, так и подсознательного уровней.

Таким образом, с самого начала своего творческого пути Андреев тяготел к парадоксальному заострению подтекста. Такой принцип художественного мышления, как парадокс, расширял и разрушал привычные контуры действительности, обнажая глубинную суть и совмещение, казалось бы, несовместимого. В сложном контексте «Серебряного века» богоборчество с его размытыми ценностными ориентирами могло оказываться парадоксальной формой «богоискательства».
Администратор запретил публиковать записи гостям.